|
|
|

42. Web-конструирование. Программа
-
Первое знакомство.
– Простейший HTML-документ.
– Структура документа.
– Заголовок документа.
– Тело документа.
– Заголовки.
– Горизонтальная линия.
– Абзац.
– Принудительный разрыв строки.
– Как работает браузер.
– Понятие гипертекста.
– Как ссылка представлена в браузере.
– Комфортная работа в Windows.
– Динамические документы.
-
Красивые документы.
– Структура, стиль и внешний вид документа.
– Правила построения документа.
– Вывод текста.
– Цвет фона и цвет шрифта.
– Оформление отдельных элементов текста.
– Текстовые ссылки и цитаты.
– Усиление текста.
– Изменение размера шрифта.
– Авторское редактирование.
– Центрирование абзацев и фрагментов.
– Специальные символы.
– Понятие атрибута.
– О бригадном подряде.
– Как приобщиться к хорошему дизайну?
-
Красивые программы.
– Структура, стиль и внешний вид HTML-кода.
– Авторская нотация.
– Списки и иерархия.
– Кодирование списков.
– Маркированный список.
– Нумерованный список.
– Вложенные списки.
-
Гипертекст.
– Сказание о гипертекстах.
– Гипертексты и браузеры.
– URL-обозначение.
– Абсолютные и относительные адреса.
– Популярные протоколы сети.
– Переход внутри одного документа.
– Переход к другому документу.
– Переход к метке другого документа.
– Имена файлов и ссылки на них.
– А если мышка сломалась?
-
Графика.
– Графические Web-форматы.
– Как кодировать вывод картинки.
– Картинка в тексте.
– Картинка как ссылка.
– Графический инструментарий.
– Оптимизация Web-графики.
– О важности атрибутов width, height, alt, border.
– Картинка для фона документа.
-
Конструктор документов.
– Структура приложения.
– Цепочка.
– Иерархия.
– Смешанные схемы.
-
Как мы жили без таблиц.
– Что такое таблица.
– Какие бывают таблицы.
– Как задать таблицу.
– Атрибуты команды TABLE.
– Атрибуты команды TR.
– Атрибуты команды TD (TH).
– Многоликие таблицы.
– Страничные отступы.
– Многоколонная верстка.
– Размещение информации на экране.
– Наложение картинок.
-
Основы Web-дизайна.
– Визуальные редакторы.
– Академический стиль.
– Черный костюм, белая рубашка, галстук.
– Резиновый и жесткий дизайн.
– Текст — основа страницы.
– Цвет фона, текста и ссылок.
– Кегль и гарнитура шрифта.
– Грамматика и дизайн.
– Выравнивание.
– Выделения.
– Композиция.
– Содержание.
– Навигация.
– Единство стиля.
-
Основы сайтостроения.
– Техническое задание.
– Название сайта.
– Цветовая палитра сайта.
– Фон.
– Заголовок сайта.
– Геометрия обложки.
– Стиль страниц сайта.
– Навигация.
-
Назаметки Сидорова.
– Первый закон оптимизации Web-графики.
– Какой формат выбрать.
– Анти-алиасинг.
– Жесткий и резиновый.
– Сколько весит мой сайт.
– Очаровательные анимашки.
– Схема навигации.
– Универсальная схема навигации.
– Визуальные редакторы.
– Глоток воздуха.
– Хитрый тег IMG: анатомия.
– IMG-физиология: обязательные атрибуты.
– Разведение коз в абзаце.
– Гипертекстовая разметка картинки.
– Авторское право.
– Распорки+таблицы=позиционирование.
– Тестирование.
-
Школьный сайт. Особенности и методика построения.
Дополнительные (факультативные) темы:
-
JavaScipt.
– Первый скрипт.
– Переменные, константы, выражения.
– Ветвления, циклы.
– Объекты языка.
– Объекты и события браузера.
– Формы.
-
Каскадные таблицы стилей.
– CSS в HTML-коде.
– Основы CSS.
– CSS+JavaScript.
-
Конструирование динамических документов.
– Меню.
– Экзамен.
– Роботландская мозаика.
Пояснительная записка
Цель курса — используя средства HTML (а также факультативно
JavaScript и CSS) научиться строить полезные компьютерные приложения,
которые можно было бы использовать на локальном компьютере у себя
дома, в школе или на базе полученных знаний построить собственную
страничку в Интернете.
Учитель, пройдя обучение вместе с детьми или индивидуально, откроет
для себя мощный методический инструментарий, используя который, он
сможет самостоятельно (практически на уровне простого конструирования
из готовых элементов) создавать привлекательные дидактические пособия,
обучающие и контролирующие программы, а при желании, сможет работать с
детьми и дальше самостоятельно в русле обозначенного курса.
Учитывая детскую нетерпеливость и желание «поскорее перейти к
делу», курс построен как практикум. Дети уже на первом занятии
пишут свою первую HTML-программу. Однако, продолжая
роботландские традиции «обучая детей, докапываться до сути
изучаемых явлений», практикум по ходу дела подкрепляется
фундаментальными «отступлениями» и не сводится к
формальному изложению конструкций языка.
Занятия на курсе базируются на интерактивных книгах:
- «HTML-конструирование»
- «HTML-конструирование-2»
и одноименных методических пособиях (для учителя).
Книги представляют собой электронные лаборатории. Помимо обычных
иллюстрированных текстов они содержит:
-
Испытательные стенды.
Ученик может провести серию опытов по теме изучаемого материала:
выбрать нужные параметры, пощелкать переключателями, подергать
«веревочки» на пульте управления. Результат испытаний
сразу отображается на экране, что гораздо нагляднее длинных текстовых
описаний.
-
Встроенный инструментарий.
Многие задания в книге можно выполнять прямо на ее страницах. Здесь
есть и окна текстового редактора с заготовками
HTML-программ, и кнопка для демонстрации результата в
браузере.
-
Зачетные классы.
В конце каждого урока выполняется контрольная работа. Книга следит за
правильностью решений и выставляет оценку.
-
Задачник.
Автор не знает ни одного задачника по проектированию и разработке
гипертекстовых документов на языке HTML для начинающих. В книге
представлена довольно обширная коллекция заданий по этой теме.
-
Наборы «сделай сам».
Для выполнения тренировочных заданий обучаемому предлагаются наборы
текстовых и графических заготовок. Используя эти фрагменты, можно
быстро выполнить проект, не отвлекаясь от поставленной учебной цели на
подбор «сырья».
Обучение распределено по учебным неделям. Предполагается, что в
течение недели, в удобное для себя и детей время, учитель проводит
занятие с командой. Одно занятие в неделю. Но это жесткий минимум.
Более оптимально, если дети смогут собираться 2 раза в неделю.
Например, один раз с учителем, а другой — с лаборантом для
самостоятельных работ с книгой, выполнения заданий или работ по теме
конкурсного проекта.
В подключении машин к «живому» Интернету нет
необходимости. Вся работа выполняется в безсетевом режиме. Все, что
нужно для работы — это браузер, гипертекстовая книга и
какой-нибудь текстовый редактор, который умеет работать в кодировке
Windows.
В первом семестре школьники работают с книгой
«HTML-конструирование» и завершают семестр
выполнением учебного проекта, цель которого продемонстрировать
усвоение пройденного материала.
Если у учителя есть бумажный вариант книги
«HTML-конструирование» (он был опубликован в
июне 2000 года в 21 и 22 номерах газеты «Информатика»), то
он, несомненно, будет хорошим дополнением к электронному учебнику.
Для второго семестра, дополнительно к книге
«HTML-конструирование», предлагается книга
«HTML-конструирование-2». В этой книге
излагаются основы JavaScript и CSS, которые позволяют сделать
гипертекстовую страницу динамической и интерактивной. Однако, эта
книга рассчитана в основном на учителя, который изучает ее в рамках
своих курсов повышения квалификации.
Дети во втором семестре продолжают работать с первой книгой
«HTML-конструирование», повторяя и осмысливая
темы, которые были пройдены в первом семестре слишком быстро, в
ознакомительном порядке. Теперь меняются целевые установки обучения:
центр тяжести переносится с технических аспектов освоения
HTML-тегов на конструкторскую и дизайнерскую
деятельность. Осмыслению этой деятельности Интернет-проектировщика в
значительной степени поможет опыт учебного проекта первого семестра,
его анализ и обсуждения на тему «что такое хорошо и что такое
плохо» в Web-дизайне и методике создания
Интернет-проектов. Эти обсуждения будут непрерывно вестись в рамках
курсовой электронной конференции и в рамках обсуждения итогов первого
конкурса.
С начала второго семестра школьники выбирают для себя тему проекта,
над которым работают в течение всего семестра, совершенствуя проект,
его дизайн и его коды. В зависимости от наклонностей детей к
программированию, их способностей и наличия времени в школьном
расписании, учитель может давать детям для изучения отдельные темы
книги «HTML-конструирование-2». В крайнем
случае, когда дети совершенно не заинтересованы в собственном
программировании, но их желание строить динамические, интерактивные
страницы велико, учитель может дать детям готовые скрипты с кухни
Сидорова («HTML-конструирование-2», уроки
12-14) с тем, чтобы они могли использовать их в
собственных HTML-кодах. В этом случае необходимо
разобрать интерфейс скрипта, способы его монтирования в собственные
коды, построить с детьми несколько учебных примеров.
При сильном желании, можно использовать скрипты не только с кухни
Сидорова, но и из Интернета. Однако, педагогическая функция бесплатно
распространяемых скриптов очень невелика, а их практическая полезность
сомнительна. Как правило, Интернет забит бесплатным мусором, который
не пригоден для серьезного использования. Конечно, можно покопаться на
этих свалках и найти одну-две жемчужины, но КПД от таких
поисков не велик. Самое лучшее для тех, кто почувствовал тягу к
Интернет-программированию, в следующем учебном году пройти серьезное
обучение на курсе 43.
Инструментальное обеспечение
Для работы на курсе необходимо:
-
Иметь электронный почтовый ящик для связи с куратором и другими
студентами, а также для участия в сетевых конференциях и выполнения
сетевых упражнений.
-
Оборудовать рабочие места школьников для практических занятий на
компьютере.
В качестве дополнительного факультативного средства можно
приветствовать наличие интернетовской on-line связи для
просмотра сетевых WWW-страничек, хотя бы в
демонстрационном режиме на одном компьютере.
Каждое рабочее должно быть оснащено компьютером с установленным на нем
браузером.
Какой браузер необходим? Интернет-разработчик должен всегда иметь под
рукой несколько браузеров, минимум два: Microsoft Internet Explorer и
Netscape Navigator. Ведь пользователь сети может «заехать»
на вашу страничку на любом транспорте! И вы должны знать, что он
увидит. К сожалению (и большой головной боли Интернет-программиста),
браузеры разных фирм интерпретируют HTML-коды и скрипты
по-разному.
Для работы с гипертекстовыми книгами лучше всего подходит браузер
Microsoft Internet Explorer 4 версии. Однако, работать с книгой
«HTML-конструирование» можно и в браузере
Netscape Navigator 3 версии (его рекомендуется устанавливать на слабые
машины с процессором 386).
В подключении рабочего места к Интернет необходимости нет.
Для написания программ необходим какой-нибудь текстовый редактор.
Лучше всего подходит редактор МикроМир, но можно обойтись и блокнотом
Windows или другим редактором, который умеет работать в той же
кодировке, что и ваш браузер.
Курс является самодостаточным в том смысле, что весь необходимый для
занятий материал содержится либо в книге, либо в методическом пособии
для учителя. Исключение составляют элементарные навыки работы с
операционной системой, текстовым и графическим редакторами.
Организация работы
Команды получают из RU следующие материалы:
- календарный план занятий и конкурсов;
- книгу «HTML-конструирование» с методическими
рекомендациями для учителя;
- книгу «HTML-конструирование-2»
с методическими рекомендациями для учителя;
- учебный сайт «Кухня Сидорова» (бесплатно).
Процесс обучения в каждом семестре строится так:
- изучение тем семестра
- общение с куратором и сокурсниками
- выполнение конкурсных проектов
- перекрестная проверка и проверка куратора
- подведение итогов, разбор решений,
анализ типичных ошибок
Бумажные учебники
Издательство «БХВ-Петербург» выпускает бумажные учебники,
которые удачно дополняют электронные лаборатории. Об алгоритмах покупки
бумажных учебников читайте на странице Бумажные
учебники Университета.
Связь с куратором
Если у вас остались вопросы, то их можно задать куратору Дуванову
Александру Александровичу по адресу
kurs@robotland.pereslavl.ru.
|