Список публикаций

Административно-расчетная система Nadmin как электронная система автоматического обслуживания

С.В. Бурчу, А.В. Карлаш, А.С. Нестеров, Ю.В. Шевчук

За последнее время в региональной сети г. Переславля, обслуживаемой СТ "Ботик" наблюдалось быстрое увеличение количества абонентов. В связи с эти возникла необходимость создания системы поддержки расчетов с абонентами (billing system), которая бы позволила оптимизировать работу обслуживающего персонала, а часть задач перенести с операторов на самих абонентов. Для этого была создана новая версия административно-расчетной системы Nadmin.
Новая версия системы была реализована, как для выполнения следующих функций:

так и для удовлетворения следующих экономических потребностей:

Для разработки универсальной системы была решено использовать компонентно-ориентированную структуру. Были выделены и разработаны следующие компоненты: БД системы, архив, подсистема сенсоров, основной процесс-обработчик (ОПО), подсистема web-интерфейсов пользователей системы, генератор отчетов, мониторинг, ГИС региональной сети, анализатор статистики, подсистема услуг абонента (IP-телефония, автоматическая подача заявок на неисправность и т.п.).

Каждая компонента имеет заданный интерфейс, что позволяет легко производить доработку ужу созданных компонент или создавать и подключать новые компоненты. Также такая архитектура системы позволяет производить внедрение той или иной компоненты по мере их создания, независимо от других компонент. Такая специализация дает возможность отдать создание той или иной компоненты независимым группам разработчиков, что успешно применяется в СТ "Ботик". Несколько мини-групп разработчиков создают отдельные компоненты системы: мониторинг, ГИС региональной сети, IP-телефония и др. (см. выше). Таким образом, в систему Nadmin изначально заложена возможность изменения и добавления функциональности в зависимости от изменившихся потребностей.

Разбиение системы на компоненты позволяет операторам СТ "Ботик" четко отслеживать движение информационных и денежных потоков. С операторов сняты все операции, которые можно автоматизировать или перенести на абонента. Например, в случае превышения допустимого уровня кредита происходит автоматическое отключение организации от сети. Созданная подсистема заявок позволяет исключить из цепочки абонент - оператор - ремонтник оператора, оставив только прямую цепочку абонент - ремонтник.

Абоненту предоставляется возможность выполнять управление своими услугами без вмешательства операторов СТ "Ботик" (просмотр данных организации подключений абонента, просмотр лицевого счета и его истории, подключение/отключение услуг, разграничение прав в пределах организации абонента, подача заявок, просмотр в удобном виде статистики по использованным ресурсам - сетевой трафик, электронные письма, звонки по IP-телефонии и т.п., анализ статистики и другие возможности). Для просмотра статистики разработано представление данных с помощью различных визуальных средств: в виде таблиц, графиков и т.п.

Созданные подсистемы мониторинга и заявок позволяют сохранять всю историю "болезни" сети и абонентов, что дает возможность системному администратору и ремонтникам легко отслеживать повреждения сети и своевременно производить анализ и ремонт неисправностей. На основе статистки обслуживания, неисправностей и ремонтов оператор может отслеживать, какая специализация более успешна у тех или иных ремонтных бригад и производить оптимальное управление техническим персоналом, что приводит к более качественному техническому обслуживанию сети.

Таким образом, система Nadmin построена на стандартных технологиях и бизнес-процессах, на основе которых с помощью конфигурирования компонент могут быть сформированы системы любой сложности. Можно устанавливать только необходимые компоненты, что уменьшит сложность решений. За счет развитой системы настроек и компонентной технологии система в дальнейшем может быть адаптирована к новым требованиям без дополнительных капиталовложений. Система Nadmin обеспечивает возможности для мониторинга, анализа и управления на всех уровнях организации, так как все подсистемы имеют доступ к одному и тому же информационному пространству и используют общий набор правил, определенных для конкретной сети.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. С.М Абрамов, А.Ю. Пономарев, Ю.В. Шевчук. Технология построения недорогих, но качественных гражданских сетей. Опыт Переславля и его перенос в другие регионы. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции "Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ", Новороссийск, 1999 г., Изд-во Московского Университета, 1999, с. 15-20.
  2. Ю.В. Шевчук. Методы построения экономически эффективных региональных компьютерных сетей. // Диссертация на соискание степени кандидата технических наук, Институт программных систем РАН, г. Переславль-Залесский, 1999.
  3. А.В. Карлаш, С.М. Абрамов, П.Г. Жбанов, А.С. Нестеров, Е.В. Ермилова, Ю.В. Шевчук. Nadmin - административно-расчетная система для региональных сетей. // Материалы Всероссийской научной конференции "Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ", Новороссийск, 20-25 сентября 2004 г., Изд-во Московского Университета, 2004, с. 195-200.
  4. А.В. Карлаш, П.Г. Жбанов, А.С. Нестеров, Е.В Ермилова, Ю.В. Шевчук. Nadmin - система администрирования для региональных сетей. // Программные системы: теория и приложения. Труды международной конференции "программные системы: теория и приложения", Институт программных систем РАН, г. Переславль-Залесский, май 2004 г., Изд-во: М., Физматлит, 2004. - Т. 1, с. 231-256.