Конструкция и технические характеристики
Сцепление сухое, однодисковое,
с центральной нажимной пружиной, с тросовым беззазорным или гидравлическим
приводом выключения, Механический привод выключения сцепления применен
на автомобилях с двигателем «EZ» с пятиступенчатой коробкой передач типов
ATX и ASA и с четырехступенчатой КП типов ALY и ALS
Ведомый: диск сцепления
с упругой ступицей. Подшипник выключения сцепления шариковый, самоцентрирующий.
Технические характеристики сцепления
Марка: Fichtel und Sachs.
Максимально допустимая неплоскостность
поверхности маховика под ведомый диск в эксплуатации, мм: 0,2.
Наружный диаметр ведомого
диска, мм:
— автомобили с двигателями
«EZ» и «1Y»: 200;
— автомобили с двигателями
«KR», «RP», «PB», «9A»,«RA»,«SB», «ААZ»: 215;
— автомобили с двигателями
«9A», «KR» (с августа 1990 г.), «2E», «1Z»: 228.
Максимально допустимое торцевое
биение ведомого диска, мм: 0,8
Бачок гидропривода выключения
сцепления общий с гидроприводом тормозов,
Внутренний диаметр главного
цилиндра гидропривода сцепления, мм: 15,80.
Зазор между поршнем и цилиндром,
не более, мм: 0,15
Внутренний диаметр рабочего
цилиндра, мм: 18,10
Применяемая рабочая жидкость:
SAE J 1703 DOT 3.
Периодичность замены рабочей
жидкости: через каждые два года эксплуатации или 60000 км пробега.
Моменты затяжки основных резьбовых соединений, кгс.м
Болт крепления кожуха сцепления
к маховику: 2,0.
Болт крепления главного
цилиндра привода сцепления: 2,0.
Болт крепления рабочего
цилиндра привода сцепления: 2,5.
Болт крепления корпуса рычажной
передачи механического привода сцепления: 2.5
Штуцеры трубопроводов: 1,5
Болт крепления шарового
шарнира вилки выключения сцепления: 2,5,
Штуцер для прокачки гидропривода:
1,0.
Проверка и ремонт
Примечание: На автомобилях
двигателем «EZ» зазоры в приводе сцепления выбираются автоматически и свободный
ход
педали сцепления в процессе
эксппуатацми не регулируется. После установки нового троса привода сцепления
пять раз нажать до отказа на педаль сцепления.
Снятие и установка сцепления
Для снятия сцепления снять
коробку передач, как указано в подразделе "Снятие и установка коробки передач".
Если предполагается дальнейшее
использование сцепления, отметить положение кожуха сцепления на маховике.
• Отвернуть болты крепления
кожуха сцепления к маховику И снять кожух в сборе с ведомым диском. При
этом высвобождается ведомый диск сцепления
• Тщательно очистить детали
сцепления.
• С помощью поверочной линейки
и щупа проверить плоскостность рабочей поверхности нажимного диска
• Проверить степень износа
нажимной пружины в месте контакта с подшипником выключения сцепления.
• С помощью индикатора проверить
степень износа фрикционных накладок ведомого диска на расстоянии 2,5 мм
от окружности диска
• Очистить поверхность трения
нажимного диска. Чистка других деталей сцепления не требуется т.к. они
защищены от коррозии.
• Проверить состояние шлицов
в ступице ведомого диска и на первичном валу коробки передач, шлицы очистить
и смазать тонким слоем смазки на основе дисульфида молибдена. Установить
сцепление, расположив ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону
нажимного диска, и отцентрировать диск относительно маховика оправкой,
имитирующей шлицевой конец первичного вала коробки передач
• Затянуть болты крепления
кожуха сцепления крест-накрест моментом 2 кгс.м.
• Снять оправку-
• Проверить состояние подшипника
выключения сцепления и при необходимости заменить его,
• Нанести тонкий слой смазки
на поверхность скольжения подшипника выключения сцепления в направляющей
втулке.
• Установить коробку передач,
как указано в подразделе "Снятие и установка коробки передач"
Рис, 4-1. Детали сцепления:
1 — ведомый диск; 2 — кожух сцепления в сборе с нажимным диском; 3 — болт
креплении; 4 — подшипник выключения сцепления; 5 — вилка выключения сцепления;
6 — стопорная пружина; 7 — направляющая втулка подшипника; в — уплотннтелъное
кольцо; 9 — прокладка
Рис. 4-2. Установка и центрирование
ведомого диска сцепления с помощью оправки УМ 31 90
Рис. 4-3. Размеры для изготовления
оправки для центровки ведомого диска сцепления
Рис. 4-4. Детали механического
привода сцепления: 1 — педаль сцепления; 2 — трос привода сцепления 3 —
оболочка троса; 4 — механизм регулирования свободного хода педали; 5 —
упор оболочки троса; 6 — кронштейн крепления; 7 — шток привода; в — пружина;
9 — стопорная шайба; 10 — корпус рычажной передачи; 11 — защитный чехол
Рис. 4-5 Детали унифицированного
кронштейна подвески педали сцепления: 1 — ось педали; 2 — кронштейн подвески
педали; 3 •— опора; 4 — сервопружина; 5 — стопор оси педали; б — педаль;
7 — втулка
Привод сцепления
Механический привод
Снятие и установка троса привода сцепления
Снятие
• Несколько раз до отказа
нажать на педаль сцепления
• С помощью рычага отжать
до отказа рычаг вилки выключения сцепления в направлении, обратной направлению
хода выключения сцепления, упирая рычаг в картер коробки передач. При этом
происходит сжатие механизма автоматической выборки зазора в приводе сцепления.
• Проволочным хомутом зафиксировать
механизм выборки зазора.
• Отпустить рычаг вилки
выключения сцепления и отсоединить трос привода от рычага и педали сцепления
• Снять трос.
Установка нового троса
При установке троса оставить
механизм выборки зазора, зафиксированным с помощью хомута.
• Присоединить трос к педали
сцепления,
• Вставить резиновый упор
оболочки троса в опору на картере коробки передач
• Присоединить трос к рычагу
вилки выключения сцепления
• Снять фиксирующий хомут
с механизма выборки зазора.
Установка повторно используемого троса
• Перед установкой троса
сжать механизм выборки зазора, если это возможно.
• Присоединить трос к педали
сцепления и к рычагу вилки выключения сцепления на картере коробки! передач.
• Вставить резиновый упор
оболочки троса в опору на картере коробки передач.
• Снять хомут фиксации механизма
выборки зазора,
Проверка работы сцепления
• Не менее пяти раз нажать
на педаль сцепления до отказа,
• Отжать рычаг вилки выключения
сцепления до отказа в направлении, противоположном коду выключения сцепления.
Ход рычага при этом должен быть около 10 мм.
Примечание: На автомобилях выпуска с августа 1992 года устанавливается уннифицированный кронштейн подвески педали сцепления, одинаковый для механического и гидравлического приводов сцепления, что потребовала соответствующего изменения , конструкцни педали сцепления сервопружины и стопора крепления педали. Детали измененной конструкции не взаимозаменяемы с деталями кронштейна прежней конструкции. В запасные части поставляются только кронштейны подвески педали с направляющей трубкои для троса механического привода сцепления, которую необходимо спилить при установке кронштейна подвески педали на автомобилях с гидравлическим приводом сцепления.
Снятие и установка пружины сервопривода сцепления
• Снять крышку блока реле
и вещевую полку,
• Снять натяжение сереопружи-ны,
нажав на педаль сцепления до отказа и зафиксировав ее в этом положении
каким-либо предметом, уперев его в педаль и в салазки сиденья водителя.
• Отсоединить блок реле
от кронштейна и откинуть его вниз, не отсоединяя провода и реле.
• Нажать на сервопружику
рычагом и отсоединить ее энергичным движением вверх.
• Установку пружины произвести
а порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
— пружину присоединить сначала
к опоре кронштейна;
— с помощью рычага сильным
и резким движением вверх ввести пружину в гнездо педали сцепления
Рис. 4-6. Детали гидравлического
привода сцепления: 1 — педаль сцепления; 2 — главный цилиндр привода сцепления;
3 — кронштейн; 4 — бачок гидропривода; 5 — соединительный трубопровод:
6 — штуцер для прокачки гидропривода на рабочее цилиндре; 7 - штуцер для
прокачки гидропривода на главном цилиндре; 8 — рабочий цилиндр привода
сцепления; 9 — толкатель
Гидравлический привод
Снятие и установка главного цилиндра привода сцепления
• Снять пробку бачка гидропривода
тормозов и сцепления и удалить шприцем жидкость из бачка.
• Отсоединить от главного
цилиндра привода сцепления трубку подвода жидкости от бачка и трубку, идущую
к рабочему цилиндру, подложив ветошь для защиты лакокрасочного покрытия
деталей кузова.
• Снять пружинный зажим
крепления педали сцепления и снять толкатель с оси.
• Отвернуть две гайки крепления
и снять главный цилиндра
Установку главного цилиндра привода сцепления производить в порядке, обратном снятию после чего прокачать гидропривод сцепления и долить жидкость в бачок гидропривода до нормального уровня.
Снятие и установка рабочего цилиндра привода сцепления
• Снять пробку бачка гидропривода
тормозов и сцепления и удалить шприцем жидкость из бачка-
• Вывернуть шарнирный болт
рычага выбора передач (рис- 4-7), затем снять рычаг, не отсоединяя от него
трос.
• Вывернуть из рабочего
цилиндра штуцер трубки подвода рабочей жидкости и отсоединить трубку приняв
меры для защиты окружающих деталей от попадания тормозной жидкости
• Отвернуть болты крепления
и снять рабочий цилиндр привода сцепления,
Произвести установку рабочего цилиндра привода сцепления в порядке, обратном
снятию, после чего прокачать гидропривод и долить рабочую жидкость в бачок
до нормального уровня,
Рис. 4-7. Рабочий цилиндр
привода сцепления: 1 — болт крепления рычага выбора передач вывертываемый
при снятии рабочего цилиндра; 2 — штуцер для прокачки гидропривода cцепления
Прокачка гидропривода сцепления
Удаление воздуха из гидропривода сцепления лучше всего производить с помощью специальной установки для прокачки под давлением. Давление при прокачке не должно превышать 2,5 кг/см2
• Прокачать гидропривод с
помощью установки сначала через штуцер главного цилиндра гидропривода,
затем через рабочий цилиндр.
• Снять установку для прокачки
и восстановить до нормы уровень жидкости в бачке гидропривода
При отсутствии специальной
установки для прокачки прокачать гидропривод сцепления следующим образом:
— снять защитный колпачок
со штуцера для прокачки на рабочем цилиндре и присоединить к нему шланг,
нижний конец которого опустить в тормозную жидкость, налитую в прозрачный
стеклянный сосуд;
— слегка вывернуть штуцер
для прокачки, нажать до отказа на педаль сцепления и плавно отпустить ее;
— повторить операцию несколько
раз, пока не прекратится выход пузырьков воздуха с тормозной жидкостью
из шланга;
— долить до нормального
уровня рабочую жидкость в бачок гидропривода;
— завернуть штуцер для прокачки
на рабочем цилиндре и установить на него защитный колпачок,
Во время прокачки следить за уровнем жидкости в бачке гидропривода, не допуская обнажения его дна. Конец шланга для прокачки должен быть постоянно погружен в жидкость.