Рулевое управление

Конструкция и технические характеристики

    В зависимости от комплектации автомобили имеют механическое рулевое управление или рулевое управление с гидроусилителем (с 1992 г. оно устанавливается серийно). Рулевой механизм типа шестерня-рейка. Рулевая колонка травмобезопасная.

   Рулевой привод состоит из правой и левой рулевых тяг. Тяги наружными конусами крепятся к поворотным кулакам, а внутренними - к рейке. Гидроусилитель рулевого управления включает в себя насос высокого давления и распределитель золотникового типа и силовой цилиндр, который объединен в один узел с рулевым механизмом. На дизельных автомобилях и на автомобилях с кондиционером имеется охладитель рабочей жидкости гидроусилитепя, выполненный в виде трубопровода, проложенного по подрамнику передка автомобиля.

Передаточное отношение рулевого управления:
- механическое рулевое управление: 22,8
- рулевое управление с гидроусилителем: 17,5

Минимальный диаметр поворота, м:
- по наиболее отдаленной точке кузова: 10,7
- по колесам: 10,0

Чbсло оборотов колеса между крайними положениями;
- механическое рулевое управление: 4,43
- рулевое управление с гидроусилителем; 3,33

Угол поворота колес автомобиля без нагрузки:
- внутреннее колесо: 42';
- наружное колесо: 36,

Гидроусилитель рулевого управления

Насос гидроусилителя
Насос лопастного типа приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала,
Давление нагнетания на холостом ходу, кг/см2: 75-82

Ремень привода насоса гидроусклигеля
Размеры и тип ремня:
- автомобили с бензиновым двигателем; 9,5х730 Lа,
- автомобили с дизельным двигателем: 9,5х740 Lа.
Нормальный прогиб ремня при нажатии большим пальцем на середину ветви между шкивами, мм: 5.

Рабочая жидкость гидроусилителя рулевого управления
Емкость гидросистемы усилителя рулевого управления  л: 0.7-0.9
Применяемая жидкость: масло для автоматических коробок передач Dexron.

Периодичность замены рабочей жидкости: рабочая жидкость в течение срока эксплуатации не заменяется. Проверять уровень жидкости через каждые 30000 км пробега.

Моменты затяжки основных резьбовых соединений, кгс.м
Гайка крепления рулевого колесам 4,0.
Гайка карданного шарнира вала рулевого управления: 3,0.
Гайка шарового пальца рулевой тяги: 3,5.
Контргайка внутреннего наконечника рулевой тяги: 5,0.
Болт крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка: 3,0.
Гайка штуцера шланга высокого давления гидроусилителя: 3,0
Болт крепления кронштейна насоса гидроусилителя к блоку двигателя: 2,0.
Болт крепления насоса гидроусилителя к кронштейну: 2,0.
Болт крепления шкива насоса гидроусилителя; 2,0.
Стопорная гайка натяжителя ремия привода насоса гидроусилителя: 2,0.

Проверка и ремонт

Примечание.
1. Рулевые механизмы механического рулевого управления и рулевого управления с гидроусилителем ремонту не подлежат и в случае неисправности заменяются целиком
2. При снятии вали рулевого управления высверлить срезные болты крепления опоры вала к щиту передка кузова. При установке вала рулевого управления поставить два новых срезных болта.

Снятие и установка вала рулевого управления

Снятие

• Отсоединить провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи
• Снять декоративную накладку выключателя звукового сигнала, установить передние колеса в положение прямолинейного движения, отвернуть гайку крепления рулевого колеса и снять рулевое колесо
• Снять крышку блока предохранителей.
• Снять вещевую полку со стороны водителя
• Отсоединить карданный шарнир рулевого вала.
• Снять верхний и нижний облицовочные кожухи рулевой колонки,
• Отсоединить разъемы от корпуса подрулевых переключателей.
• Снять корпус подрулевых переключателей.
• Высверлить болты крепления опоры вала к щиту передка кузова.
• Снять рулевой вал, ненеся на соединительный фланец установочные метки.

Установка

• Установить вал рулевого управления в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- соблюдать требуемое моменты затяжки резьбовых соединений;
- установить новые срезные болты крепления опоры вала к щиту передка;
- устанавливать вал рулевого управления по меткам, нанесенным на соединительный фланец при снятии;
- перед установкой вала рулевого управления убедиться, что передние колеса находятся в положении прямолинейного движения.

Детали рулевого управления
Рис. 10-1. Детали рулевого управления: А - механическое рулевое управление; Б - рулевое управление с гидроусилителем
1 - рулевое колесо автомобилей модели «CL»; 2 - рулевое колесо автомобилей моделей «GL» и «GT»; 3 - рулевое колесо автомобилей с гидроусилителем рулевого управления; 4 - корпус лодрулевык переключателей; 5 - верхний вал рулевого управления; 6 - опора вала; 7 - нижний вал рулевого управлении, 8 - защитный чехол рулевой колонки; 9 - хомут и подушка крепления рулевого механизма; 10 - картер рулевого механизма; 11 - защитный чехол рейки; 12 - рулевая тяга
 
 

Механическое рулевое управление

Снятие и установка рулевого механизма

Снятие

• Отвернуть болт клеммного соединения карданного шарнира нижнего вала рулевого управления с приводкой шестерней рулевого механизма
• Застропить силовой агрегат талями.
• Извлечь из посадочного места на картере рулевого механизма защитный чехол вала рулевого управления.
• С помощью универсального съемника для шаровых шарниров отсоединить шаровые рулевые тяги от рулевого механизма.
• Отвернуть болты крепления подрамника подвески двигателя.
• Медленно опустить силовой агрегат талями. При этом вал рулевого управления должен легко отсоединиться от рулевого механизма.
• Отвернуть четыре болта крепления картера рулевого механизма (рис. 10-2).
• Снять рулевой механизм, смещая его к задней части автомобиля.

Болты крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка
Рис- 10-2. Стрелками показаны болты крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка

Установка

• Установить рулевой механизм в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- присоединить вал рулевого управления к рулевому механизму, приподнимая талями силовой агрегат

Регулировка зазора между упором и рейкой рулевого механизма

• Установить рулевой механизм в среднее положение, соответствующее положению прямолинейного движения передних колес (рис. 10-3)
- Затянуть регулировочный болт упора рейки примерно на 20'.
- перед установкой на место защитного чехла вала рулевого управления нанести на его поверхность какой-либо антифрикционный состав;
- затянуть болты клеммного соединения карданного шарнира вала рулевого управления;
- после установки рулевого механизма проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес и положение рулевого колеса
• Проверить работу рулевого управления пробной поездкой. При этом:
- если после поворота автомобиля не прочсдодит самовозврата рулевого управления в среднее положение, немного ослабить регулировочный винт упора рейки;
- если остается зазор между рейкой и упором, слегка затянуть регулировочный болт упора рейки

Размеры для присоединений рулевых тяг к рейке рулевого механизма
Рис. 10-3. Размеры для присоединений рулевых тяг к рейке рулевого механизма: А - размеры при установке рейки в среднее положение; Б - при завертывании наконечника рулевой тяги в отверстие рейки соблюдать размер "Б"- 74мм

Регулировка соединения рулевых тяг с рулевым механизмом .

При замене рулевого механизма или рулевых тяг отрегулировать соединение рулевых тяг с рулевым механизмом следующим образом.
• Установить рейку в среднее положение так, чтобы расстояние "А" между заплечиком картера рулевого механизма и торцом рейки (рис. 10-3) было одинаково с обеих сторон.
• Полностью отвернуть контргайки крепления рулевых тяг к рейке
• Завернуть рулевые тяги на рейку так, чтобы расстояние "Б" между заплечиком картера рулевого механизма и заплечиком шарового шарнира (рис. 10-3) было равно 74 мм.
• Затянуть контргайки крепления рулевых тяг,
 
 

Рулевое управление с гидроусилителем

Детали системы гидроусилителя изображены на рис.10-4,

Детали системы гидроусилителя
Рис. 10-4, Детали системы гидроусилителя рулевого управления: А - автомобили с бензиновыми двигателями; Б - автомобили С дизельными двигателями 1 - рейка рулевого механизма; 2 - шланг высокого давлении; 3 - насос гидроусилителя; 4,7 - всасывающие шланги; 5 - бачок гидроусилителя; 6 - сливной шланг; 8 - охладитель рабочей жидкости

Снятие и установка рулевого механизма

Снятие

• Отсоединить всасывающий шланг от насоса гидроусилитепя и слить рабочую жидкость из гид-росистемы.
• С помощью универсального съемника для шаровых шарниров отсоединить рулевые тяги от рулевого механизма
• Отвернуть болт клеммного соединения карданного шарнира нижнего вала рулевого управления с приводной шестерней рулевого механизма.
• Застропить силовой агрегат талями.
• Извлечь из посадочного места на картере рулевого механизма защитный, чехол вала рулевого управления.
• Отвернуть болты крепления подрамника подвески двигателя.
• Медленно опустить силовой агрегат талями. При этом вал рулевого управления должен легко отсоединиться от рулевого механизма.
• Отсоединить два шланга гидросистемы от картера рулевого механизма и заглушить отверстия картера и шлангов.
• Отвернуть четыре болта крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка (рис, 10-2).
• Снять рулевой механизм, смещая его к задней частя автомобиля.

Установка

• Установить рулевой механизм в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- присоединить вал рулевого управления К рулевому механизму, приподнимая талями силовой агрегат;
- перед установкой на место защитного чехла вала рулевого управления нанести на его поверхность какой-либо антифрикционный состав;
- затянуть болты клеммного соединения карданного шарнира вала рулевого управления;
- залить рабочую жидкость в систему гидроусилителя и удалить из нее воздух, повернув несколько раз рулевое колесо;
- после установки рулевого механизма проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес и положение рулевого колеса,

Регулировка зазора между упором и рейкой рулевого механизма

Данная регулировка выполняется на снятом с автомобиля рулевом механизме. Отвернуть контргайку регулировочного винта упора рейки и завернуть регулировочный болт таким образом, чтобы ведущая шестерня рулевого механизма могла с некоторым усилием проворачиваться: рукой без заедания.

Снятие и установка рулевых тяг

Снятие

Данная операция выполняется на снятом с автомобиля рулевом механизме, чтобы не повредить ведущую шестерню и рейку механизма.
• Снять стяжной хомут защитного чехла с нужной стороны картера рулевого механизма и сдвинуть защитный чехол
• Вращая приводную шестерню рулевого механизма, полностью выдвинуть рейку в сторону снимаемо и рулевой тяги
• Зажать рейку в тиски с мягкими наклад нами
• Отвернуть рулевую тягу,

Установка

Примечание: Если предполагается снова использо вать снятые рулевые тяти, прогнать резьбу отверстия под тягу метчикам М14х1,5 Затем промыть резьбу подходящим составом.

Перед установкой левой рулевой тяги проверить размер "а" (рис. 10-5) между поверхностью сопряжения тяги с рейкой и осью пальца наружного шарового шарнира тяги- Размер "а"=395 мм должен оставаться постоянным.

Размер левой рулевой тяги
Рис. 10-5. Постоянный размер "а"=395 мм левой рулевой тяги

Регулировку схождения передних колес, производить только вращением правой рулевой тяги.
• Нанести на резьбу рулевой тяги тонкий слой контровочного клея. ' Завернуть рулевую тягу в гнездо рейки и затянуть контргайку моментом 5,0 кгс.м,
• Придать рулевой тяге рабочее положение и надвинуть на место защитный чехол рейки, не перекручивая его, предварительно убедившись, чго он не имеет разрывов и следов износа.
• Закрепить защитный чехол новым хомутом.

Снятие и установка насоса гидроусилителя

Снятие и установка насоса гидро усилителя особых трудностей не представляет. При установке нового насоса заполнить его маслом для автоматических коробок передач и несколько раз провернуть вручную ротор насоса Каждый раз после снятия насоса заменять уплотнительные прокладки и само контрящиеся болты крепление Проверить правильное положение шкива насоса относительно шкива коленчатого вала и отрегулировать натяжение ремня привода.

Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя

• Ослабить болт крепления корпуса насоса.
• Поворачивая регулировочный болт натяжителя, добиться нужного натяжения ремня. Прогиб ремня при нажатии большим пальцем на середину ветви между шкивами насоса и коленчатого вала должен быть 5 мм.
• Затянуть болт крепления корпуса насоса и снова проверить натяжение ремня.

Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя
Рис. 10-6. Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя: 1 - регулировочный болт натяжителя (стрелкой показан болт крепления корпуса насоса)

Проверка давления нагнетания насоса гидроусилителя

Данная проверка производится с помощью приспособления VAG 1402, состоящего из манометра, крана и соединительного шланга,
• Отсоединить шланг высокого давления от насоса и присоединить на его место шланг приспособления VAG 1402 через переходник VAG 1402/1А.
• Присоединить шланг высокого давления системы гидроусилителя к приспособлению VAG 1402 через переходник VAG 1402/2
• Запустить двигатель, проверить и при необходимости восстано вить уровень жидкости в бачке гидроусили теля
• Закрыть кран приспособления VAG 1402 и через 5 с проверить давление нагнетания насоса по манометру,
• Если величина давления выходит за пределы 75-82 кгс/см2 , заменить насос гидроусилителя.
• Закрыть кран приспособления для проверки давления
• Повернуть рулевое колесо до отказа влево, затем до отказа вправо, проверяя давление по манометру в обоих крайних положениях рулевого управления. При несоответствии давления указанным пределам хотя бы в одном из крайних положении рулевого управления заменить рулевой механизм.