Конструкция и технические характеристики
В зависимости от комплектации автомобили имеют механическое рулевое управление или рулевое управление с гидроусилителем (с 1992 г. оно устанавливается серийно). Рулевой механизм типа шестерня-рейка. Рулевая колонка травмобезопасная.
Рулевой привод состоит из правой и левой рулевых тяг. Тяги наружными конусами крепятся к поворотным кулакам, а внутренними - к рейке. Гидроусилитель рулевого управления включает в себя насос высокого давления и распределитель золотникового типа и силовой цилиндр, который объединен в один узел с рулевым механизмом. На дизельных автомобилях и на автомобилях с кондиционером имеется охладитель рабочей жидкости гидроусилитепя, выполненный в виде трубопровода, проложенного по подрамнику передка автомобиля.
Передаточное отношение рулевого
управления:
- механическое рулевое управление:
22,8
- рулевое управление с гидроусилителем:
17,5
Минимальный диаметр поворота,
м:
- по наиболее отдаленной
точке кузова: 10,7
- по колесам: 10,0
Чbсло оборотов колеса между
крайними положениями;
- механическое рулевое управление:
4,43
- рулевое управление с гидроусилителем;
3,33
Угол поворота колес автомобиля
без нагрузки:
- внутреннее колесо: 42';
- наружное колесо: 36,
Гидроусилитель рулевого управления
Насос гидроусилителя
Насос лопастного типа приводится
во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала,
Давление нагнетания на холостом
ходу, кг/см2: 75-82
Ремень привода насоса гидроусклигеля
Размеры и тип ремня:
- автомобили с бензиновым
двигателем; 9,5х730 Lа,
- автомобили с дизельным
двигателем: 9,5х740 Lа.
Нормальный прогиб ремня
при нажатии большим пальцем на середину ветви между шкивами, мм: 5.
Рабочая жидкость гидроусилителя
рулевого управления
Емкость гидросистемы усилителя
рулевого управления л: 0.7-0.9
Применяемая жидкость: масло
для автоматических коробок передач Dexron.
Периодичность замены рабочей жидкости: рабочая жидкость в течение срока эксплуатации не заменяется. Проверять уровень жидкости через каждые 30000 км пробега.
Моменты затяжки основных
резьбовых соединений, кгс.м
Гайка крепления рулевого
колесам 4,0.
Гайка карданного шарнира
вала рулевого управления: 3,0.
Гайка шарового пальца рулевой
тяги: 3,5.
Контргайка внутреннего наконечника
рулевой тяги: 5,0.
Болт крепления картера рулевого
механизма к подрамнику передка: 3,0.
Гайка штуцера шланга высокого
давления гидроусилителя: 3,0
Болт крепления кронштейна
насоса гидроусилителя к блоку двигателя: 2,0.
Болт крепления насоса гидроусилителя
к кронштейну: 2,0.
Болт крепления шкива насоса
гидроусилителя; 2,0.
Стопорная гайка натяжителя
ремия привода насоса гидроусилителя: 2,0.
Проверка и ремонт
Примечание.
1. Рулевые механизмы механического
рулевого управления и рулевого управления с гидроусилителем ремонту не
подлежат и в случае неисправности заменяются целиком
2. При снятии вали рулевого
управления высверлить срезные болты крепления опоры вала к щиту передка
кузова. При установке вала рулевого управления поставить два новых срезных
болта.
Снятие и установка вала рулевого управления
Снятие
• Отсоединить провод от минусовой
клеммы аккумуляторной батареи
• Снять декоративную накладку
выключателя звукового сигнала, установить передние колеса в положение прямолинейного
движения, отвернуть гайку крепления рулевого колеса и снять рулевое колесо
• Снять крышку блока предохранителей.
• Снять вещевую полку со
стороны водителя
• Отсоединить карданный
шарнир рулевого вала.
• Снять верхний и нижний
облицовочные кожухи рулевой колонки,
• Отсоединить разъемы от
корпуса подрулевых переключателей.
• Снять корпус подрулевых
переключателей.
• Высверлить болты крепления
опоры вала к щиту передка кузова.
• Снять рулевой вал, ненеся
на соединительный фланец установочные метки.
Установка
• Установить вал рулевого
управления в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- соблюдать требуемое моменты
затяжки резьбовых соединений;
- установить новые срезные
болты крепления опоры вала к щиту передка;
- устанавливать вал рулевого
управления по меткам, нанесенным на соединительный фланец при снятии;
- перед установкой вала
рулевого управления убедиться, что передние колеса находятся в положении
прямолинейного движения.
Рис. 10-1. Детали рулевого
управления: А - механическое рулевое управление; Б - рулевое управление
с гидроусилителем
1 - рулевое колесо автомобилей
модели «CL»; 2 - рулевое колесо автомобилей моделей «GL» и «GT»; 3 - рулевое
колесо автомобилей с гидроусилителем рулевого управления; 4 - корпус лодрулевык
переключателей; 5 - верхний вал рулевого управления; 6 - опора вала; 7
- нижний вал рулевого управлении, 8 - защитный чехол рулевой колонки; 9
- хомут и подушка крепления рулевого механизма; 10 - картер рулевого механизма;
11 - защитный чехол рейки; 12 - рулевая тяга
Механическое рулевое управление
Снятие и установка рулевого механизма
Снятие
• Отвернуть болт клеммного
соединения карданного шарнира нижнего вала рулевого управления с приводкой
шестерней рулевого механизма
• Застропить силовой агрегат
талями.
• Извлечь из посадочного
места на картере рулевого механизма защитный чехол вала рулевого управления.
• С помощью универсального
съемника для шаровых шарниров отсоединить шаровые рулевые тяги от рулевого
механизма.
• Отвернуть болты крепления
подрамника подвески двигателя.
• Медленно опустить силовой
агрегат талями. При этом вал рулевого управления должен легко отсоединиться
от рулевого механизма.
• Отвернуть четыре болта
крепления картера рулевого механизма (рис. 10-2).
• Снять рулевой механизм,
смещая его к задней части автомобиля.
Рис- 10-2. Стрелками показаны
болты крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка
Установка
• Установить рулевой механизм
в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- присоединить вал рулевого
управления к рулевому механизму, приподнимая талями силовой агрегат
Регулировка зазора между упором и рейкой рулевого механизма
• Установить рулевой механизм
в среднее положение, соответствующее положению прямолинейного движения
передних колес (рис. 10-3)
- Затянуть регулировочный
болт упора рейки примерно на 20'.
- перед установкой на место
защитного чехла вала рулевого управления нанести на его поверхность какой-либо
антифрикционный состав;
- затянуть болты клеммного
соединения карданного шарнира вала рулевого управления;
- после установки рулевого
механизма проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних
колес и положение рулевого колеса
• Проверить работу рулевого
управления пробной поездкой. При этом:
- если после поворота автомобиля
не прочсдодит самовозврата рулевого управления в среднее положение, немного
ослабить регулировочный винт упора рейки;
- если остается зазор между
рейкой и упором, слегка затянуть регулировочный болт упора рейки
Рис. 10-3. Размеры для присоединений
рулевых тяг к рейке рулевого механизма: А - размеры при установке рейки
в среднее положение; Б - при завертывании наконечника рулевой тяги в отверстие
рейки соблюдать размер "Б"- 74мм
Регулировка соединения рулевых тяг с рулевым механизмом .
При замене рулевого механизма
или рулевых тяг отрегулировать соединение рулевых тяг с рулевым механизмом
следующим образом.
• Установить рейку в среднее
положение так, чтобы расстояние "А" между заплечиком картера рулевого механизма
и торцом рейки (рис. 10-3) было одинаково с обеих сторон.
• Полностью отвернуть контргайки
крепления рулевых тяг к рейке
• Завернуть рулевые тяги
на рейку так, чтобы расстояние "Б" между заплечиком картера рулевого механизма
и заплечиком шарового шарнира (рис. 10-3) было равно 74 мм.
• Затянуть контргайки крепления
рулевых тяг,
Рулевое управление с гидроусилителем
Детали системы гидроусилителя изображены на рис.10-4,
Рис. 10-4, Детали системы
гидроусилителя рулевого управления: А - автомобили с бензиновыми двигателями;
Б - автомобили С дизельными двигателями 1 - рейка рулевого механизма; 2
- шланг высокого давлении; 3 - насос гидроусилителя; 4,7 - всасывающие
шланги; 5 - бачок гидроусилителя; 6 - сливной шланг; 8 - охладитель рабочей
жидкости
Снятие и установка рулевого механизма
Снятие
• Отсоединить всасывающий
шланг от насоса гидроусилитепя и слить рабочую жидкость из гид-росистемы.
• С помощью универсального
съемника для шаровых шарниров отсоединить рулевые тяги от рулевого механизма
• Отвернуть болт клеммного
соединения карданного шарнира нижнего вала рулевого управления с приводной
шестерней рулевого механизма.
• Застропить силовой агрегат
талями.
• Извлечь из посадочного
места на картере рулевого механизма защитный, чехол вала рулевого управления.
• Отвернуть болты крепления
подрамника подвески двигателя.
• Медленно опустить силовой
агрегат талями. При этом вал рулевого управления должен легко отсоединиться
от рулевого механизма.
• Отсоединить два шланга
гидросистемы от картера рулевого механизма и заглушить отверстия картера
и шлангов.
• Отвернуть четыре болта
крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка (рис, 10-2).
• Снять рулевой механизм,
смещая его к задней частя автомобиля.
Установка
• Установить рулевой механизм
в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- присоединить вал рулевого
управления К рулевому механизму, приподнимая талями силовой агрегат;
- перед установкой на место
защитного чехла вала рулевого управления нанести на его поверхность какой-либо
антифрикционный состав;
- затянуть болты клеммного
соединения карданного шарнира вала рулевого управления;
- залить рабочую жидкость
в систему гидроусилителя и удалить из нее воздух, повернув несколько раз
рулевое колесо;
- после установки рулевого
механизма проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних
колес и положение рулевого колеса,
Регулировка зазора между упором и рейкой рулевого механизма
Данная регулировка выполняется на снятом с автомобиля рулевом механизме. Отвернуть контргайку регулировочного винта упора рейки и завернуть регулировочный болт таким образом, чтобы ведущая шестерня рулевого механизма могла с некоторым усилием проворачиваться: рукой без заедания.
Снятие и установка рулевых тяг
Снятие
Данная операция выполняется
на снятом с автомобиля рулевом механизме, чтобы не повредить ведущую шестерню
и рейку механизма.
• Снять стяжной хомут защитного
чехла с нужной стороны картера рулевого механизма и сдвинуть защитный чехол
• Вращая приводную шестерню
рулевого механизма, полностью выдвинуть рейку в сторону снимаемо и рулевой
тяги
• Зажать рейку в тиски с
мягкими наклад нами
• Отвернуть рулевую тягу,
Установка
Примечание: Если предполагается снова использо вать снятые рулевые тяти, прогнать резьбу отверстия под тягу метчикам М14х1,5 Затем промыть резьбу подходящим составом.
Перед установкой левой рулевой тяги проверить размер "а" (рис. 10-5) между поверхностью сопряжения тяги с рейкой и осью пальца наружного шарового шарнира тяги- Размер "а"=395 мм должен оставаться постоянным.
Рис. 10-5. Постоянный размер
"а"=395 мм левой рулевой тяги
Регулировку схождения передних
колес, производить только вращением правой рулевой тяги.
• Нанести на резьбу рулевой
тяги тонкий слой контровочного клея. ' Завернуть рулевую тягу в гнездо
рейки и затянуть контргайку моментом 5,0 кгс.м,
• Придать рулевой тяге рабочее
положение и надвинуть на место защитный чехол рейки, не перекручивая его,
предварительно убедившись, чго он не имеет разрывов и следов износа.
• Закрепить защитный чехол
новым хомутом.
Снятие и установка насоса гидроусилителя
Снятие и установка насоса гидро усилителя особых трудностей не представляет. При установке нового насоса заполнить его маслом для автоматических коробок передач и несколько раз провернуть вручную ротор насоса Каждый раз после снятия насоса заменять уплотнительные прокладки и само контрящиеся болты крепление Проверить правильное положение шкива насоса относительно шкива коленчатого вала и отрегулировать натяжение ремня привода.
Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя
• Ослабить болт крепления
корпуса насоса.
• Поворачивая регулировочный
болт натяжителя, добиться нужного натяжения ремня. Прогиб ремня при нажатии
большим пальцем на середину ветви между шкивами насоса и коленчатого вала
должен быть 5 мм.
• Затянуть болт крепления
корпуса насоса и снова проверить натяжение ремня.
Рис. 10-6. Регулировка натяжения
ремня привода насоса гидроусилителя: 1 - регулировочный болт натяжителя
(стрелкой показан болт крепления корпуса насоса)
Проверка давления нагнетания насоса гидроусилителя
Данная проверка производится
с помощью приспособления VAG 1402, состоящего из манометра, крана и соединительного
шланга,
• Отсоединить шланг высокого
давления от насоса и присоединить на его место шланг приспособления VAG
1402 через переходник VAG 1402/1А.
• Присоединить шланг высокого
давления системы гидроусилителя к приспособлению VAG 1402 через переходник
VAG 1402/2
• Запустить двигатель, проверить
и при необходимости восстано вить уровень жидкости в бачке гидроусили теля
• Закрыть кран приспособления
VAG 1402 и через 5 с проверить давление нагнетания насоса по манометру,
• Если величина давления
выходит за пределы 75-82 кгс/см2 , заменить насос гидроусилителя.
• Закрыть кран приспособления
для проверки давления
• Повернуть рулевое колесо
до отказа влево, затем до отказа вправо, проверяя давление по манометру
в обоих крайних положениях рулевого управления. При несоответствии давления
указанным пределам хотя бы в одном из крайних положении рулевого управления
заменить рулевой механизм.