Вы являетесь [counter] посетителем с 18 ноября 1997.

Троицкий Данилов монастырь

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

28 июля 1998 года исполнится 490 лет со дня основания в Переславле-Залесском обители, которая по имени своего основателя и по главному храму впоследствии стала известна под именем Троицкого Данилова монастыря.

История этой обители, как и всякого более или менее значительного русского монастыря, является как бы частной иллюстрацией русской гражданской и церковной истории. Не имея возможности привести целиком обширный труд В.Г.Добронравова "История Троицкого Данилова монастыря" 1907 года, обратимся к некоторым важным моментам ранней истории обители.

Преподобный Даниил (род. ок. 1460 г.), уроженец Переславля, принял монашеский постриг еще в юности, но почти двадцать лет жил вне родного города. Поселившись в Горицком монастыре уже в зрелом возрасте, преп. Даниил являл собой образец истинно иноческого жития. Но особым подвигом он поставил себе разыскивание и христианское погребение скоропостижно и несчастно скончавшихся в пути. В то время к востоку от Горицкого монастыря находилась скудельница или "дом убогих", где хоронили погибших в дороге путников. В начале 16 века преподобный Даниил получил одобрение вел. князя Василия Ивановича и благословение митрополита Симона на построение храма над скудельницей. Доброе желание преподобного встретило живое сочувствие жителей Переславля. Благодаря их пожертвованиям и помощи в 1508 году был поставлен и освящен деревянный храм во имя Всех святых. За время строительства вокруг выросла небольшая обитель в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Для заведывания обителью был поставлен игумен, назначены два мирских священника, диакон и пономарь. Когда службы и панихиды стали совершаться ежедневно, обитель стали посещать родственники здесь погребенных и приводить в порядок забытые и заброшенные могилы. Сам преп. Даниил продолжал жить в Горицком монастыре, ежедневно посещая новую обитель и помогая братии в ее благоустройстве. Никаких определенных источников обеспечения, кроме собственных трудов и мирского подаяния, они не имели. Скудость обители тяготила братию нового монастыря, иноки стали роптать на Даниила - однако в чем была его вина, ведь он намеревался лишь поставить церковь над могилами погибших!

Но недаром молился преподобный. Личность Даниила, его благочестие нашли много различных почитателей, среди которых были и великий князь Василий Иооанович, и его брат, Великий князь Угличский Дмитрий Иоанович. Из любви и уважения к преп. Даниилу они не оставляли пожертвованиями основанную в Переславле обитель. Приток пожертвований вскоре дал возможность обновить монастырские постройки и приобрести земельные владения для обеспечения обители. На шестьдесят шестом году жизни Даниил по велению царя стал игуменом основанного им монастыря, который тогда назывался "Новым монастырем Пречистыя похвалы и Всех святых" (по названиям храмов).

Василий Иоанович обещал сам заботиться об удовлетворении нужд монастыря и сдержал свое обещание: у монастыря появилась вотчина, сельцо Будовское, а в 1530 году построен каменный храм во имя Святой Троицы. В нем был устроен придел в честь Иоанна Крестителя, имя которого носил крестник преп. Даниила Иван Васильевич, будущий Грозный царь.

Этот храм стал главным храмом Данилова монастыря и по нему монастырь именуется Троицким. Вскоре после Троицкого храма преп. Даниилом была устроена другая каменная церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, в нижнем этаже которой находились различные хозяйственные помещения. Таким образом бедный в начале монастырь обновился и благоукрасился. Иоанн Васильевич очень внимательно относился к нуждам обители своего крестного. Монастырю были пожалованы несколько сел в Переславском уезде, население которых было освобождено от всякой дани, кроме трудов в пользу обители.

Вводя в русском государстве различные ограничения относительно приобретения монастырями вотчин, царь ни в чем не отказывал настоятелю и братии Данилова. Братии была пожалована государева "хлебная руга", то есть определенное количество хлеба и соли в год, воск, масло и вино для службы.

Преподобный Даниил скончался в 1540 году, тело его было погребено у северной стены алтаря Троицкого Храма. Заветная мысль его осуществилась в гораздо большей степени, чем он предполагал: на месте "дома убогих", где он думал устроить скромный храм Божий, ко времени его кончины выросла обширная и благоустроенная обитель. Данилов монастырь к концу 16 века милостию московских государей имел хлебную ругу, получал натурою и деньгами потребное для церковного богослужения, имел жалованные и купленные вотчины, население которых пользовалось различными льготами.

Царем Федором Иоановичем было закреплено и подтверждено за обителью все ранее приобретенное. Число братии постепенно возрастало, жизнь Данилова монастыря шла по тому же пути, что и в других монастырях, которые относительно вотчин держались взглядов Иосифа Волоколамского. Монастырь в этих условиях обращался в крупную хозяйственную экономию и в иноческую жизнь вливались мирские заботы и хлопоты. Особенная близость преп. Даниила к Василию III и Иоанну IV естественно выдвигала обитель из ряда других провинциальных монастырей - ее архимандриты участвовали в Московских архиерейских соборах.

В конце 17 века архимандритом Данилова стал духовник царицы Натальи Кирилловны и царевны Натальи Алексеевны. Государи Иоанн и Петр Алексеевичи пожаловали монастырю золоченые ризы, покровы и "воздухи", а так же золоченую сень и бархатные ризы на гроб преп. Даниилу. В эпоху смутного времени благосостояние обители было значительно поколеблено: разорены и обезлюдели многие вотчины. В течение 17 столетия Данилов монастырь вполне оправился от нанесенного ущерба, а к концу века были обновлены все каменные строения, которые дошли до наших времен.

В 1654г. было установлено официальное почитание преп. Даниила, как святого, хотя обитель и население уже давно чтили его, как чудотворца. Мощи его были открыты и помещены в церковь, пристроенную к Троицкому храму в 1660 году. Постройка нового храма во имя преп. Даниила стала как бы началом обновления всего монастыря: в течение сорока лет были вновь выстроены церковь Похвалы Пресвятой Богородицы с палатами, Всехсвятская церковь с больничными кельями, обновлены росписи Троицкого храма и возведена шатровая колокольня с часами. Тогда же построены двухэтажные братские кельи, обновлены крепостные стены и надвратная церковь князю И.П.Барятинскому.

С начала 18 столетия для русских православных монастырей настали трудные времена. Причина этого лежит в новом отношении к монашеству Петра Великого и его преемников. Он отрицательно относился к самой идее монашества, в особенности к монастырям с вотчинными владениями. Отсюда ряд строгих ограничительных законов и распоряжений, ряд новых повинностей, которых не знали русские монастыри в прежнее время. Это тяжелое положение повлекло заметное уменьшение числа монастырей и монашествующих, а так же крайний упадок материального благосостояния. Некоторое облегчение почувсвовали монастыри при императрице Елизавете Петровне, но в следующее царствование, в 1764 году, все церковные и монастырские вотчины были отобраны в казну. Однако обитель, лишенная собиравшегося втечение двух с половиной веков имущества, в дальнейшем благоустраивалась стараниями переславских благотворителей сестер Гладковых и московского купца Кузьмы Крестовникова, предки которого происходили из Луговой слободки.

К началу нынешнего века монастырь перестал быть сложной хозяйственной экономией и братии оставалось только одно дело, ради которого они пришли в монастырь - служение Богу в отрешении от мира. Назначенное монастырю штатное жалование в 1500 руб. не ухудшало существенным образом его положение. Братии в монастыре было в то время чуть больше, чем положенные по штату 17 человек.

С 1994 года Троицкий Данилов монастырь вновь стал действующим.

Материал подготовила Е.К.Шадунц

Webmaster
Главная страничка парка

30/05/00 10:09
Webmaster