Николаева
Татьяна Викторовна учитель информатики средней
школы №5 г. Костромы
дом. адрес:
156014 г. Кострома ул. Димитрова д.25 кв.62 тел.22-36-64 (094.2)
E-mail:
school5@kosnet.ru
Использование
компьютерных телекоммуникационных технологий в
учебном процессе, методической и
административной работе школы.
Содержание
· Введение
· Использование компьютерного класса для организации методической и административной работы в школе
· Преподавание курса
«Основы информатики и вычислительной техники» в
нашей школе.
· Планы на будущее
· Заключение
Введение
Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и организации методической работы с учителями.
Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. В настоящее время всё большее количество учреждений образования получили доступ к Интернет. Как используются возможности глобальной сети в конкретной школе? Для каких целей используют учителя и ученики информационные ресурсы и услуги глобальной сети Интернет?
Ниже я расскажу о том, как используются компьютерные телекоммуникационные сети в нашей школе и каковы планы на предстоящий учебный год.
В ряде школ уже существуют методические кабинеты, основное назначение которых - оказание методической помощи учителю. Для этого здесь накапливается учебно-методическая литература, дидактические материалы, оформляется и обобщается передовой педагогический опыт, как по методике преподавания, так и по проведению отдельных уроков, прежде всего нетрадиционных. В методкабинете можно ознакомиться с нормативными документами, новинками психолого-педагогической науки. Целью информационно-методического кабинета в школе является предоставление различной информации и методической помощи, как учителям, так и администрации школы. Информация может быть административного, методического и педагогического характера Источниками и заказчиками информации станут администрация, учителя и ученики школы, а также другие образовательные учреждения и органы управления образованием. Она может быть, представлена в различном виде: печатном, на видео- и аудиокассетах, на магнитных и лазерных дисках. Здесь же должны находиться информационно-поисковые системы, которые позволят быстро находить необходимую информацию или указывать место, где ее можно найти. Информационно-методический кабинет должен оказывать помощь при обобщении передового опыта учителей своей школы, распространять данный опыт среди учителей школ района. Также ИМК должен анализировать развитие школы при помощи специализированных программ, отслеживать работу конкретно каждого учителя и школы в целом.
Использование компьютерного класса для организации методической и административной работы в школе
Наша школа в течение
трёх последних лет работает над созданием
информационно-методического центра, основная
задача которого - оказание методической помощи,
как учителям, так и администрации школы. За
истекший период создана необходимая материально
- техническая база, а именно:
· Компьютерный класс
на базе процессора Pentium 200/32Мб,64Мб (все
компьютеры объединены в локальную сеть) и
компьютер на базе процессора 486DX2/8Мб;
· Имеется
возможность выхода в Internet (с любой машины через
один модем);
· В кабинете имеется
два принтера (матричный и струйный), сканер
(цветной, планшетный);
· Одна машина
мультимедийная (звуковая карта, колонки, CD-ROM,
видеокарта 16Мб);
Основные функции
деятельности информационно-методического
кабинета школы:
1. Методическая
·
Обобщение
передового педагогического опыта по специальным
модулям каждого учителя школы, создание банка
передового педагогического опыта;
·
Предоставление
любому учителю информации об опыте работы
коллег, в том числе и распечатка требуемых
материалов на принтере;
·
Составление
электронной базы данных методической работы
школы по отдельным предметам;
·
Мониторинг
функционирования и развития школы.
2. Информационная
·
Создание
банка информации, необходимой в процессе
управления школой, в том числе: нормативных
документов, приказов разного уровня, данных по
кадрам, учащимся, родителям, победителям
олимпиад, выпускникам;
·
Анализ
успеваемости, анализ контрольных и срезовых
работ, экзаменов;
·
Данные по
учебно-методической литературе, учебникам,
книгам школьной библиотеки;
·
Наличие
учебных видео и аудиоматериалов, компьютерных
учебных программ и их краткое содержание;
·
Наличие
приборов и расходных материалов во всех
кабинетах школы и их использование на уроках.
3. Обеспечение
совершенствования учебно-воспитательного
процесса
· Накопление и
обеспечение применения новых программ, учебных
пособий и технологий, видеоматериалов и
компьютерных программ;
· Запись на видео опыта
лучших учителей школы, открытых уроков
проводимых в школе;
· Руководство по
внедрению новых технологий через организацию
курсов для учителей по овладению навыками работы
на компьютерной технике;
· Накопление
актуальной информации для учителей и учащихся
для самостоятельной поисковой
исследовательской работы и предоставление её во
все кабинеты школы (использование глобальной
сети Internet);
· Оказание помощи
учителям, использующим новые технологии и
компьютеры на предметных уроках;
Многие из
перечисленных функций в настоящее время
работают. Я остановлюсь на тех, которые связаны с
использованием ресурсов и услуг Интернет. Для учителей предметников
выделено время для работы в компьютерном классе,
которое каждый использует по своему усмотрению
либо для работы в сети Internet (поиск информации),
либо для подготовки дидактических материалов,
оформления в электронном виде различных
документов. Это стало возможным благодаря
курсовой подготовке, которую многие учителя и
руководители методических объединений прошли в
прошлом учебном году на базе ЦНИТ при КГТУ
"Основы работы в сети Internet", а также
проводимой РЦ НИТ "Эврика-М" на базе нашей
школы. Первыми были обучены руководители
методических объединений (словесники,
математики, иностранный язык, начальная школа,
естественнонаучный цикл). Они первыми стали
регулярно работать в сети Internet и искать
интересующую их информацию по предметам. Так
руководитель МО словесников нашла много
интересных материалов с научной конференции
"А.С.Пушкин и взаимодействие национальных
литератур и языков", тесты по русскому языку,
статью "Античная цивилизация. Наследие
древнегреческой литературы", планирование
уроков по литературе в 6 и 8 классах (на сервере
Ярославского ИПК). Много информации было найдено
с использованием поисковых систем (работа велась
по запросам). Учитель физики регулярно готовит
тексты контрольных работ с использованием
компьютеров и распечатывает их на принтере,
много интересных материалов ею были взяты из Internet.
Вся найденная
информация выводится на печать. В настоящее время
созданы банки данных, содержащие информацию обо
всех учениках школы и списки классов. Ведётся
большая работа по сбору и представлению в
электронном виде информации административного,
методического и педагогического характера.
Создаются и наполняются базы данных. В прошлом
учебном году силами учителей информатики и
учащихся был создан сайт школы и с ноября месяца
1999 г. он появился на Костромском образовательном
сервере (http://www.kostroma.edu.ru/school5). На нашем сайте
собраны материалы, дающие полное представление
обо всех направлениях работы школы. В разделе
"Методическая копилка" представлен и
обобщён опыт работы учителей и представлены
авторские работы, программы и тематические планы
учителей. В разделе «Школьная жизнь» публикуются
материалы, подготовленные учениками нашей школы.
Здесь рассказывается о том, чем живёт наша школа
во внеурочное время, какие мероприятия
проводятся, и даётся оценка этих школьных дел
непосредственными участниками (учениками школы).
Многие учителя
заинтересованы в проведении интегрированных
уроков и уроков с применением компьютеров по
своему предмету, поэтому по мере возможности
приобретаются учебные программы, и они
используются учителями для индивидуальных
занятий с отдельными учениками или для
проведения демонстрации опытов на уроках по
физике и химии. К сожалению одного компьютерного
класса для такой работы недостаточно. Невозможно
вписать в учебное расписание часы для проведения
уроков информатики и уроков с применением
компьютеров учителями предметниками. Хотелось
бы иметь в школе компьютерный класс,
предназначенный для учителей предметников или
хотя бы по одной мультимедийной машине в
предметных кабинетах.
Ведётся большая работа по многим
направления, которые были представлены выше как
функции информационно методического кабинета
школы. Мы надеемся, что в ближайшем будущем эту
работу заметят, и официально на базе нашей школы
будет создан информационно-методический центр.
Преподавание курса
«Основы информатики и вычислительной техники» в
нашей школе.
Войти в XXI век образованным
человеком можно, только хорошо владея
информационными технологиями. Ведь деятельность
людей всё в большей степени зависит от их
информированности, способности эффективно
использовать информацию. Для свободной
ориентации в информационных потоках ученик
должен уметь получать, обрабатывать и
использовать информацию с помощью компьютера.
Заложить фундамент информационной культуры
призвана дисциплина «Информатика», изучение
которой начинается со школьной скамьи.
«В соответствии с базисным учебным планом (приказ Минобразования России от 09.02.98 №322) курс информатики включён в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть должен изучаться как самостоятельный курс в 10-11-х классах. Изучение информатики желательно включать в учебный план второй ступени образования (7-9-е классы) за счёт часов вариативной части. Пропедевтический курс информатики (начальная школа и 5-6-е классы) может включаться в учебный план за счёт школьного компонента и при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, учебно-методические пособия, квалифицированные педагоги и др.)»
С 1997/98 учебного года
на базе нашей школы в рамках эксперимента
началось преподавание курса Основы информатики
и вычислительной техники по Региональной
программе. Предлагалось осуществить поэтапный
переход на обучение общеобразовательному
предмету «Информатика» в 5-11 классах и с 1997/98
учебного года приступить к переходу на
преподавание информатики с 5 класса.
В овладении основами
информатики и формирования информационной
культуры в процессе обучения в школе выделяется
несколько этапов:
1. Этап
пропедевтического изучения информатики (5-6
классы). На этом этапе происходит первоначальное
знакомство школьников с компьютером,
формируются элементы информационной культуры.
Он направлен на развитие логического мышления и
алгоритмического подхода к решению задач
2. Этап базового курса
информатики (7-9 классы) обеспечивает
обязательный общеобразовательный минимум
подготовки школьников.
3. Этап профильного
изучения информатики (10-11 классы) обеспечивает
формирование целостной картины мира, понимание
сути информационных процессов и носит
предпрофессиональную направленность, углубляет
изучение различных аспектов информатики и её
применения.
В нашей школе ещё до начала эксперимента, преподавание предмета «информатика» велось, начиная с начальной школы. В связи с переходом на начало преподавания «информатики» с 5-го класса было решено продолжать работу по использованию компьютеров на уроках в начальной школе, но теперь преподавателем этого курса стали учителя (классные руководители) работающие в классе, а не учитель информатики как это было раньше. Немного изменилось и содержание данного курса. Теперь учителя начальной школы используют компьютер на уроках русского языка, математики, конструирования и других, но обязательным осталось введение фундаментальных основных понятий информатики (информация, алгоритм, исполнитель, информационные технологии), практическое освоение компьютера как инструмента деятельности, формирование представлений о компьютере как универсальной информационной машине.
Поначалу в нашей школе был один компьютерный класс УКНЦ и естественно, что к началу эксперимента (должна была значительно увеличиться нагрузка на школьный кабинет) мы просто не смогли бы построить учебный процесс должным образом, т. к. не возможно было бы вписать в расписание и уроки начальной школы и уроки информатики по программе курса и учителей предметников, желающих использовать компьютеры в учебном процессе. Поэтому в 1998/99 учебном году Департаментом образования Костромской области в нашу школу был приобретён компьютерный класс на базе процессоров Pentium 200. Именно этот класс позволил нам развернуть уже начатую работу по описанным выше направлениям и прежде всего дал возможность использовать в своей работе услуги компьютерных телекоммуникационных компьютерных сетей.
Обучение по сети в нашей школе используется на уроках информатики в среднем звене и старших классах. Учащиеся работают с контролирующими программами, помогающими с одной стороны быстрее и глубже усвоить учебный материал, с другой стороны дают возможность учителю осуществить оперативный контроль уровня усвоения учебного материала. Ресурсы мировой сети Интернет, организованной в виде гипертекста, используются в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал.
Электронные учебники по информатике представляют один из видов электронных книг на персональных компьютерах. Электронные книги в общем, плане могут быть трёх видов (по учебному назначению):
1. электронные
справочники;
2. электронные задачники;
3. электронные учебники
Электронные справочники, используемые нашими учениками это справочные подсистемы в системах программирования, системах управления базами данных и т.д. Электронные задачники и учебники, представляющие собой варианты задач по предмету и наборы учебных текстов с контрольными вопросами соответственно создаются силами учителей информатики и представляют из себя гипертекстовый документ. Хотя у нас есть и электронные учебники, которые находятся на компакт-дисках, но, к сожалению, они не могут использоваться при работе в локальной сети.
За два года функционирования нового компьютерного класса мы смогли многое сделать, но многое ещё предстоит сделать и в следующем разделе будут освещены планы на будущее.
Планы на будущее.
Бурное развитие средств телекоммуникационных технологий, возникновение мировой информационной сети Интернет позволили учителям использовать в своей методической работе нетрадиционные формы и методы обучения, позволяющие осваивать новый материал, используя высокоскоростные линии связи.
В нашей школе пока ещё нет опыта работы с использованием такой формы обучения как дистанционное, но в предстоящем учебном году мы планируем организовать для детей 5-6 классов такое обучение в рамках сетевого Роботландского университета по курсу «Компьютерное конструирование». Будет набрана группа ребят на отделение «Интернет - программирование».
С
учителями предметниками в предстоящем учебном
году планируется проводить работу по приобщению
учеников к участию в сетевых предметных
олимпиадах.
Продолжится работа по подготовке материалов для размещения на нашей школьной Web странице. В этой работе будут принимать участие учителя и учащиеся нашей школы, а контроль и представление материала в нужном виде будут выполнять учителя информатики.
Продолжится работа по обучению учителей предметников основам работы за компьютером, а для тех, кто уже прошёл данный курс будут предложены занятия, на которых учителя смогут познакомиться с новыми программными продуктами и возможностью их использования в учебном процессе.
Заключение
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. В условиях информационного общества каждый человек должен научиться самостоятельно, приобретать знания и уметь работать с информацией. Дистанционное обучение предоставляет возможность получить образование всем желающим вне зависимости от места проживания. В дистанционном режиме достаточно естественно осуществить пересылку учебных материалов, не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. В современном дистанционном образовании возможна реализация коллективных форм деятельности, развитие творческих способностей обучаемых через применение методов коллективной работы и проектов. Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения даёт возможность оперативной передачи информации любого объёма, обеспечивает оперативную обратную связь, доступ к различным источникам информации, обмен мнениями с любым участником данного курса и т. д.
В школах есть много учащихся, желающих самостоятельно изучать какой-либо курс школьной программы или углубить свои знания по какому-либо предмету. Для этого обычно в системе дополнительного образования организуются различные факультативы, кружки, клубы. Дистанционное обучение предоставляет учащимся возможность не только осваивать любимые предметы, но и продуктивно общаться со сверстниками из других городов, участвовать в конкурсах сетевых конференциях. Это интересная форма работы для детей и мы её обязательно будем использовать в образовательной деятельности.