|
|
|

Рудь Алексей Владиславович
О Роботландских Курсах и Роботландском Университете (РУ) его
создателями написано, наверное, всё. Хочу подтвердить академичные
материалы Ю.А.Первина, А.А.Дуванова, Я.Н.Зайдельмана короткими,
рваными строчками, в которых я постарался ярче и доходчивей выразить
то, что врезалось в сознание и оставило «сухой остаток» от
четырехлетнего сотрудничества.
Из великого множества сетевых «образовательных» проектов
немного программистских. Ещё меньше действительно
образовательных.
Роботландский сетевой Университет не просто громкое
название. Действительно обучение, отлаженная методика, полезное и,
очень важно интеллигентное общение детей и взрослых.
Мы, школа 124 Снежинска, 3 учителя и около 30 детей, учились на
четырех из шести курсов: «Азы» и «Буки»
программирования, «Конструирование-1»,
«Интернет-конструирование». Что выгодно отличает все курсы
РУ от других известных нам проектов (выражаю общее мнение всех троих
руководителей и многих коллег-студентов РУ):
- Постоянный и очень доброжелательный контакт с
руководителями-авторитетами школьной информатики (Первин, Дуванов,
Зайдельман).
- Список рассылки общение с коллегами.
- Полные методические материалы.
- Соревновательный момент (регулярные турниры). Азарт детей и
взрослых.
- Перекрестные проверки. Оценивание работ соперников и возможность
увидеть себя «со стороны», грамотно апеллировать.
- Изготовление полезных продуктов для школы. Общие сборники
работ достояние всех участников.
- Фундаментальность и «классичность» материалов, идущих
от руководителей. Строгая научность, такт, идеальная грамотность.
- В общем, много положительных эмоций весь год приятно
работать!
В дополнение к перечисленному, на курсах
«Азы»(А.А.Дуванов) и «Буки»(Я.Н.Зайдельман):
- Программирование не по наитию, а по науке (не просто
«программа работает, а как сам не знаю»!).
- Критерий эффективности.
- Критерий оптимальности.
- Требования уметь формулировать мысли, в том числе:
- В нотации Бэкуса-Наура.
- В обязательных описаниях алгоритмов на настоящем русском языке.
- Обязательные комментарии.
- «Программа для ЭВМ пишется больше для человека».
- Не производственное, а ближе к научному (интерфейсы вторичны,
после сути).
Азы для младшего и среднего возраста
специальные среды Кукарача и Корректор:
- «Голая» алгоритмика, практически без структур данных,
т.к. цель хорошо прочувствовать алгоритмические
конструкции: циклы двух видов, ветвление, применение процедур,
рекурсию (У Кукарачи вообще нет оперативной памяти, у
Корректора 1 байт).
- Привычка максимально использовать то, что есть, думать, как
обойтись меньшими ресурсами.
- Не отвлекаться на «машинные» особенности.
- Универсальный язык записи, с которого легко перейти на любой
процедурный. Языка-то практически нет одни
алгоритмы!
- А вот элементы структурности есть, подобно Паскалю и Си.
- Вкус не к «наворотам», а именно к алгоритмам,
к мышлению.
- В последние годы большой класс задач, тренирующих
применение рекурсии. Не так уж просто, даже для старшеклассников и
студентов.
- В этом году целый раздел и серия задач
«Транслятор это просто!» Становятся понятными
(не только учителю, но и 6-7 классникам!) принципы
построения анализаторов и интерпретаторов.
«Буки программирования» для старшеклассников.
Основы теории чисел и переменных (записей чисел). Сложность
алгоритмов. Задачи «на результат», требующие оптимизации
времени счета, реальной оценки границ скорости и объёма памяти. То, во
что «упираются» начинающие «программеры». Мои
ученики, как мне кажется, перестали верхоглядно недооценивать роль
математики для программиста.
Наблюдая за работой моих коллег Ольги Викторовны Майоровой
(«Конструирование-1», для 4-6
класса,
ovm@sc124.snz.chel.su)
и Натальи Валентиновны Гармашевой («Интернет-программирование»,
garm@sc124.snz.chel.su),
предвкушаю плодотворную, такую же «вкусную» работу в
2000/2001 учебном году на курсах «Конструирование-2»
с Ю.А.Первиным, «Интернет-программирование» с А.А.Дувановым,
чего и вам, прочитавшим мои заметки, искренне желаю!
|