Роботландский Университет Роботландский университет
      начало  |университетпродукты  история  кук  ссылки  карта
  начало университет курсы программа курса 12
  набор
оплата
|курсы|
кураторы
методы
учебники
книги
сидоров
мнения
статьи
история
 


12. Азы информатики-1. Программа

Основу этого курса составляет интерактивная книга «Азы информатики» (автор А.А.Дуванов), которая базируется на ПМК «Роботландия».

«Роботландия» — известный курс начального обучения малышей информатике. В настоящее время компьютерная часть этого курса содержит программы, написанные для DOS. С одной стороны, это хорошо, ведь «Роботландия» работает даже на древних XT. Многие школы имеют технику не намного лучшую, и «Роботландия-DOS» позволяет им работать на качественном программном обеспечении.

Но инструментальная ситуация в школах меняется в лучшую сторону и появление программ, работающих под современными графическими интерфейсами, становится актуальной задачей.

«Азы информатики» — это гипертекстовая мультимедийная страна, в которой познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах, и все это — в рамках одного гипертекстового продукта, работающего в браузере.

Сохраняя методические идеи «Роботландии», новый курс предлагает школьнику и педагогу более удобные средства для реализации поставленной педагогической задачи, делает обучение более эффективным, увлекательным и контролируемым.

Ниже представлены краткий обзор содержания первых двух гипертекстовых книг, с которыми предстоит работать на курсе.

Знакомство с компьютером

0.  Здравствуй, компьютер!

Состав компьютера. Компьютерные термины. Техника безопасности. Приемы работы с книгой. Мышиные щелчки, переходы, флажки.
  1. Компьютеры вокруг нас
    Механизация, автоматизация, программирование. Профессии компьютера. Исполнитель Бука.

  2. Рабочий стол
    Значки и ярлыки на Рабочем столе. Панель задач. Главное меню. Мышиные операции. Алгоритм операции «Перетаскивание». Исполнитель Извозчик.

  3. Курсор
    Указатели. Мышиные курсоры. Операция изменения размеров.

  4. Пиктограмма
    Разнообразие пиктограмм. Пиктограммы на экране компьютера. Исполнитель Пиктограмма.

  5. Программа и ее окно
    Структура окна. Заголовок окна и кнопки управления. Операции над окном. Оконные ОС.

  6. Меню
    Понятие интерфейса. Простой список. Пиктографическое меню. Меню на обычных кнопках, радиокнопках, флажках. Разворачивающийся список. Иерархия. Иерархическое меню.

  7. Привет и Сочинитель
    Алгоритмы работы «литературных» исполнителей. План, алгоритм, программа. Понятие параллельного алгоритма. Может ли компьютер думать? Исполнители Привет и Сочинитель.

  8. Контрольная работа
    Повторение пройденного материала. Первый сетевой конкурс.

В мире информации

  1. Что такое информация
    Понятие информации. Какую информацию изучает информатика. Скорость передачи, алгоритмы обработки. Редактор строки (цифры, переключения регистра и алфавита, русские строчные буквы, клавиша Bs).

  2. Как получить информацию
    Универсальность информатики. Виды представления информации. Органы чувств. Алгоритмы обработки. Редактор строки (заглавные буквы, клавиша Del).

  3. Что можно делать с информацией
    Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Игра «Поход за информацией». Измерение объема информации. Байт. Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (знаки препинания, специальные символы).

  4. Хранение информации
    Информационные носители. Способы хранения информации. Двоичное кодирование. Хранение информации в компьютере, Интернете. Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (латинские буквы).

  5. Хранить, чтобы искать
    Способы структурирования информации (информационный элемент, множество, линейный список, стек, очередь, список, иерархия, лес, граф, таблица, составные структуры). Электронные таблицы. Хранение по алфавиту. Содержание. Индекс. Гипертекст. Поиск информации в Интернете. Редактор строки (Home, End, Ins).

  6. Передача информации
    Источник, приемник и канал передачи. Преобразование информации при передаче. Передача в Интернете. Скорость передачи. Игры в передачу информации. Классификация ошибок клавиатурного набора. Алгоритмы исправления. Тренажер Правилка.

  7. Искажения при передаче
    Причины искажений. Типы ошибок передачи. Ошибки в компьютере. Защита от искажений. Исполнитель Листик. Игры в кодирование и передачу. Тренажер Правилка.

  8. Обработка информации
    Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Операционная система. Исполнители Бухгалтер и Переводчик.

  9. Алгоритмы обработки информации
    Понятие алгоритма, составителя, исполнителя. Компьютерные алгоритмы и программы. План работы программиста. Пример разработки программы. Исполнитель Малыш (учебный компьютер). Буфер обмена ОС.

  10. Кодирование информации
    Способы кодирования. Двоичное кодирование и физика ЭВМ. Исполнители Листик и Бухгалтер. Игры в кодирование.

  11. Шифрованные сообщения
    Криптография. Тарабарский язык. Табличный шифр. Алфавитные сдвиги. Компьютерная криптография. Симметричное и асимметричное шифрование. Исполнители: Криптограф, Табличный шифр, Волшебный квадрат, Ребус.

  12. Что там у компьютера внутри
    Информационная схема компьютера и набор его устройств. Единицы измерения объема памяти. Иерархическая схема компьютерной памяти. Исполнитель Компьютер.

  13. Информационные объекты
    Понятие объекта. Материальные и виртуальные объекты. Объекты в информатике. Свойства, алгоритмы и события объекта. Структурное программирование. Объектное программирование. Визуальное программирование объектов в исполнителе Конструктор.

  14. Контрольная работа
    Повторение пройденного материала. Заключительный конкурс.

Пояснительная записка

С полной программой курса «Азы информатики» можно познакомиться на странице информатика.

Впечатления студентов, которые прошли обучение на этом курсе можно прочитать на странице мнения об Азах.

Студенты курса

На этот курс принимаются только коллективные ученики — школьный учитель информатики с группой детей 4-5 классов.

Инструментальное обеспечение

Для работы на курсе команде должны быть доступны компьютеры с Windows-95 (и выше) и браузером Internet Explorer версии не ниже четвертой. Эта конфигурация определяет мощность компьютера — не ниже процессора 486/66. Однако, для более комфортной работы рекомендуется компьютеры на базе Pentium (или их аналогов).

Без электронной почты работать на курсе нельзя. Она нужна не только для проведения сетевых конкурсов, но и для постоянного общения руководителя команды с куратором и другими студентами курса.

Подсоединения к Web-пространству не требуется.

Организация работы

Команды получают из RU следующие материалы:

  • календарный план работы;
  • интерактивные книги (с методическими рекомендациями для учителя);

Процесс обучения в каждом семестре строится так:

  • изучение тем семестра
  • общение с куратором и сокурсниками
  • конкурсная (олимпиадная) работа по пройденному материалу
  • перекрестная проверка и проверка куратора
  • подведение итогов, разбор решений, анализ типичных ошибок

Бумажные учебники

Издательство «БХВ-Петербург» выпускает бумажные учебники курса «Азы информатики», которые удачно дополняют электронные лаборатории. Об алгоритмах покупки бумажных учебников читайте на странице Бумажные учебники Университета.

Связь с автором курса и куратором

Если у вас остались вопросы, то их можно задать автору курса Дуванову Александру Александровичу по адресу kurs@robotland.pereslavl.ru или куратору курса Кацай (Коробковой) Ирине Ивановне по адресу ikatsay@mail.ru

 

  вверх     начало университет курсы программа курса 12
  начало  |университетпродукты  история  кук  ссылки  карта
  Этот логотип можно скопировать на свой сайт  
kurs@robotland.pereslavl.ru ©Роботландия+Университет