Роботландский Университет Роботландский университет
      начало  |университетпродукты  история  кук  ссылки  карта
  начало университет история отчет о курсах 97/98
  набор
оплата
курсы
кураторы
методы
учебники
книги
сидоров
мнения
статьи
|история|
 


Роботландские сетевые курсы 97/98

А.А.Дуванов

Роботландские сетевые Курсы, проходившие в течение 1987/88 учебного года, закончены. Год напряженной работы для организаторов, детей и их наставников, огромная по объему учебная программа, 8 различных конкурсов, радость творчества, азарт, разочарования и очарования — все позади. Теперь можно сказать, что Курсы состоялись и состоялись весьма успешно. Об этом свидетельствуют многочисленные благодарственные письма участников, наблюдателей и активное желание учителей продолжать работу с нами дальше в рамках Роботландского сетевого Университета.

Что мы изучали в течение года

Вероятно, не существует в СНГ практикующих информатику школьных учителей, которые не слышали бы о Роботландии. Для одних этот программно-методический комплекс — основной и любимый инструмент воспитания младших школьников, для других — пример атавизма, неприемлемый для использования в условиях бурного развития (поистине с космическими скоростями) компьютерного харда и софта. «Чему может научить ребенка Роботландия?» — говорят последние, — «работе с примитивными редакторами Микрон и Раскрашка, в то время, когда весь мир работает в Word'е и Corel Draw?». «Роботландия не учит даже Нортону!» — возмущаются учителя-технократы, — «не говоря уже о Виндоус».

Мы должны согласиться с последними утверждениями. Действительно, Роботландия совсем не годится для обучения современным компьютерным интерфейсам, но она и не ставит перед собой такую задачу. Такая цель, вообще, не может ставиться в начальной школе.

Во-первых, изощренность современных компьютерных интерфейсов не соответствует возрастным психологическим и мыслительным особенностям младшего школьника.

Во-вторых, изучать конкретные оболочки или программы практически бессмысленно: когда ребенок закончит школу, о Виндоусе, в его теперешнем виде, будут вспоминать, как о безумстве, которое давным-давно закончилось.

И, в-третьих, задача школы (тем более, младшей) — закладывать базовое воспитание и образование, формировать мышление, а не кнопочную компьютерную активность.

Равно как в основе школьной математики лежат простые и фундаментальные понятия и теоремы, так и в курсе Роботландии рассматриваются простые, но фундаментальные свойства информационной сущности мира, алгоритмический способ формализации, методы разработки, проектирования и анализа информационных систем.

Что касается программной поддержки роботландского курса, то она вторична по отношению к идейной компоненте, служит иллюстративным и лабораторным материалом, постоянно меняется и совершенствуется и, вероятно, в перспективе будет не раз модифицироваться. Однако, эти модификации, не отрицая современных интерфейсных реалий, не будут идти у них на поводу, стремясь, например, во что бы то ни стало превратить Роботландию в подобие маленького Оффиса-2000. В основе модификаций компьютерной лаборатории Роботландии будут лежать прежде всего новые педагогические направления, призванные более качественно служить основной роботландской идее — научить ребенка основам формализации, алгоритмизации, построению и анализу информационных объектов.

В этом смысле показателен учебный материал, вынесенный в учебную программу Роботландских курсов. Он отражает самые последние педагогические расширения традиционных роботландских тем.

Первый семестр курсов был посвящен конструированию. На базе новых учебных пособий и открытых программных сред (Монитор, Мудрый Крот, Веселые Картинки, Клеточка, Тропинка, Раскрашка) дети изучали основы проектирования, реализации и отладки динамических диалоговых систем с обратной связью. В итоге в шесть роботландских сборников вошло около 2000 детских работ! Каждый участник Курсов теперь имеет в своем распоряжении эту богатую коллекцию. Здесь есть задания по биологии, химии, физике, математике, литературе, спорту, музыке, истории, трудовому воспитанию, иностранному языку — список можно продолжить. Некоторые задания коллекции отличаются оригинальностью и могут натолкнуть педагога на новые методические формы работы с детьми в рамках своего предмета.

Второй семестр курсов ориентировался прежде всего на популяризацию программистского труда. Новые учебные пособия и обновленные роботладские среды (Кукарача-97, Корректор-97) предоставили детям возможность почувствовать вкус практического программирования.

Для таких детей роботландское программирование стало первым серьезным введением в теорию и практику компьютерной алгоритмизации на адекватном для них уровне. Подобно кружку юных натуралистов, второй семестр открыл детям обширное экспериментальное пространство и предоставил возможность испытать на практике волшебство работы собственной мысли, воплощенной в изящную программу. Кто знает, может быть после такого роботландского практикума ряды талантливых программистов мира пополнятся за счет ребят, сделавших для себя открытие этой профессии в возрасте, когда «деревья были большими».

Немного курсовой арифметики

Роботландия получила 64 заявки на работу в Курсах от детских команд, возглавляемых учителями информатики. В совокупности эти заявки объединили в общее информационное пространство более 1000 школьников из разных регионов СНГ. В наиболее активный «роботландский пояс» вошли города: Пермь (7 заявок), Иркутск, Сургут (по 5 заявок), Волгоград, Челябинск (по 4 заявки), Зеленоград, Ижевск, Красноярск (по 3 завки).

15 команд по разным причинам сошли с дистанции, остальные, с разной степенью активности участвовали в курсовом общении и непростых роботландских конкурсах.

Но даже те команды, которые отключились от «горячей» курсовой линии, не были вычеркнуты из электронного списка рассылки и получали в течение года все материалы, направляемые по сети и носящие как учебный, так и дискуссионный характер. Вероятно, наши коллеги не считали принимаемые сообщения навязчивым спамом — не было ни одной просьбы «заткнуть» информационный фонтан. Мы полагаем, что курсовые материалы были использованы и в этих 15 случаях по назначению, но, правда, в автономном педагогическом режиме.

Есть учителя на наших широких просторах!

Работа учителей на Курсах не была легкой прогулкой по тропинкам Роботландии. Мы, конечно, вручили курсантам весь необходимый инструментарий: книги для детей, написанные в традициях популярных изданий с действующими лицами и многочисленными «живыми» диалогами персонажей, методические пособия и набор компьютерных программ для организации лабораторного практикума. Мы постоянно находились на «горячей» сетевой линии, отвечали на вопросы, советовали, рекомендовали и сами учились: задавали вопросы, с благодарностью принимали советы, рекомендации, перестраивали свою работу (в том числе, модифицировали компьютерные программы), стараясь максимально облегчить работу учителей и донести наши педагогические идеи до конечного потребителя-школьника в наиболее полной и оптимальной форме.

Но наш менторский вклад не может сравниться с огромным практическим трудом учителей на другом конце сетевой паутины: добиться поддержки администрации, научиться грамотно использовать возможности электронной почты, освоить роботландские разработки и программы, вписать курсовую работу в школьный календарный график и график работы компьютерного кабинета, настроить наши методики на собственный педагогический стиль, плюс практическая работа с детьми в сжатые календарного сроки, конкурсная лихорадка, участие в сетевых семинарах и обсуждениях.

Преодолеть все это не всякому под силу. Мы предложили на Курсах безумный по объему новый учебный материал. Его жалко было складировать. Мы чувствовали — материал хорош, учителям и детям он должен понравиться, и не ошиблись, но «пищи» оказалось слишком много.

Опыт работы Курсов развеял миф о сплошной инфантильности наших учителей, вызванной экономическими и политическими проблемами в области школьного образования и государственным отношением к нелегкому труду педагога как к профессии второго сорта. Курсовая выборка, конечно, не слишком богата, но и она достаточно показательна: свойственный нашей интеллигенции корпоративный дух работы не столько за деньги, сколько за интерес и результат, не утрачен. Это вселяет оптимизм: страна не ждет, пока правительство дозреет. Страна по-прежнему сеет разумное, доброе, вечное. В нелегкой борьбе за выживание, порой на устаревших сеялках, но вдохновенно и радостно.

Спасибо за поддержку

Идея Роботландских Курсов была оценена и поддержана рядом организаций. В частности, в результате этой поддержки коллекция призов для участников Курсов была существенно пополнена.

Прежде всего, хочется отметить деловой рабочий стиль общения заместителя главного редактора издания «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября») Сергея Львовича Островского. Оперативность, обязательность и доброжелательность — эти качества созвучны принципам, принятым на Роботландских курсах. Приятно иметь среди друзей такой авторитетный печатный орган и внимательного куратора.

Отдел образования Администрации г.Переславля-Залесского нельзя назвать спонсором — это один из соучастников сетевых проектов Роботландии.

Следующие организации одобрили нашу работу и оказали спонсорский вклад в виде самых различных призов для участников Курсов.

  • Министерство общего и профессионального образования РФ.
  • Отделение информатизации школьного образования Международной Академии информатизации.
  • Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.
  • Институт информатизации образования Министерства образования РФ.
  • Журналы «Информатика и образование», «Информатика в младших классах».
  • Известная фирма КУДИЦ — проводник лучших компьютерных продуктов в школы России.
  • Администрация города Переславля-Залесского.
  • Переславское акционерное общество «Славич».
  • Переславский Национальный парк.
  • Издательство «Триумф».
  • Издательство «Дрофа».
  • Издательство «Финансы и статистика».
  • Издательство «Бином».
  • Российская фирма «Autopan».
  • Российский фонд поддержки малого предпринимательства.
  • Известное своими разработками для старшей школы предприятие Инфомир (МГУ).
  • Московский институт новых технологий в образовании.

Что мы послали командам по окончанию Курсов

Практически для всех команд, участвовавших в Курсах, были подготовлены посылки. В них вошли:

  • дипломы командам-участникам;
  • грамоты победителям турнира по программированию;
  • удостоверения руководителям команд об окончании Курсов;
  • призы.

Дополнительно были направлены письма директорам школ с оценкой работы на Курсах руководителей и детей, а также письма мэрам городов, чьи команды показали особенные успехи, с просьбой о материальной и моральной поддержки школьников и учителей.

От Роботландии и перечисленных выше спонсоров был сформирован подарочный фонд, состоящий из 112 различных наименований (программные продукты, книги, подписка на газету, бесплатное обучение в Университете и другое). Призы были распределены в соответствии с успехами команд в работе Курсов.

 

  вверх     начало университет история отчет о курсах 97/98
  начало  |университетпродукты  история  кук  ссылки  карта
  Этот логотип можно скопировать на свой сайт  
kurs@robotland.pereslavl.ru ©Роботландия+Университет