Роботландский Университет Роботландский университет
      начало  |университетпродукты  история  кук  ссылки  карта
  начало университет курсы программа курса 42
  набор
оплата
|курсы|
кураторы
методы
учебники
книги
сидоров
мнения
статьи
история
 


42. Web-конструирование. Программа

  1. Первое знакомство.
    – Простейший HTML-документ.
    – Структура документа.
    – Заголовок документа.
    – Тело документа.
    – Заголовки.
    – Горизонтальная линия.
    – Абзац.
    – Принудительный разрыв строки.
    – Как работает браузер.
    – Понятие гипертекста.
    – Как ссылка представлена в браузере.
    – Комфортная работа в Windows.
    – Динамические документы.

  2. Красивые документы.
    – Структура, стиль и внешний вид документа.
    – Правила построения документа.
    – Вывод текста.
    – Цвет фона и цвет шрифта.
    – Оформление отдельных элементов текста.
    – Текстовые ссылки и цитаты.
    – Усиление текста.
    – Изменение размера шрифта.
    – Авторское редактирование.
    – Центрирование абзацев и фрагментов.
    – Специальные символы.
    – Понятие атрибута.
    – О бригадном подряде.
    – Как приобщиться к хорошему дизайну?

  3. Красивые программы.
    – Структура, стиль и внешний вид HTML-кода.
    – Авторская нотация.
    – Списки и иерархия.
    – Кодирование списков.
    – Маркированный список.
    – Нумерованный список.
    – Вложенные списки.

  4. Гипертекст.
    – Сказание о гипертекстах.
    – Гипертексты и браузеры.
    – URL-обозначение.
    – Абсолютные и относительные адреса.
    – Популярные протоколы сети.
    – Переход внутри одного документа.
    – Переход к другому документу.
    – Переход к метке другого документа.
    – Имена файлов и ссылки на них.
    – А если мышка сломалась?

  5. Графика.
    – Графические Web-форматы.
    – Как кодировать вывод картинки.
    – Картинка в тексте.
    – Картинка как ссылка.
    – Графический инструментарий.
    – Оптимизация Web-графики.
    – О важности атрибутов width, height, alt, border.
    – Картинка для фона документа.

  6. Конструктор документов.
    – Структура приложения.
    – Цепочка.
    – Иерархия.
    – Смешанные схемы.

  7. Как мы жили без таблиц.
    – Что такое таблица.
    – Какие бывают таблицы.
    – Как задать таблицу.
    – Атрибуты команды TABLE.
    – Атрибуты команды TR.
    – Атрибуты команды TD (TH).
    – Многоликие таблицы.
    – Страничные отступы.
    – Многоколонная верстка.
    – Размещение информации на экране.
    – Наложение картинок.

  8. Основы Web-дизайна.
    – Визуальные редакторы.
    – Академический стиль.
    – Черный костюм, белая рубашка, галстук.
    – Резиновый и жесткий дизайн.
    – Текст — основа страницы.
    – Цвет фона, текста и ссылок.
    – Кегль и гарнитура шрифта.
    – Грамматика и дизайн.
    – Выравнивание.
    – Выделения.
    – Композиция.
    – Содержание.
    – Навигация.
    – Единство стиля.

  9. Основы сайтостроения.
    – Техническое задание.
    – Название сайта.
    – Цветовая палитра сайта.
    – Фон.
    – Заголовок сайта.
    – Геометрия обложки.
    – Стиль страниц сайта.
    – Навигация.

  10. Назаметки Сидорова.
    – Первый закон оптимизации Web-графики.
    – Какой формат выбрать.
    – Анти-алиасинг.
    – Жесткий и резиновый.
    – Сколько весит мой сайт.
    – Очаровательные анимашки.
    – Схема навигации.
    – Универсальная схема навигации.
    – Визуальные редакторы.
    – Глоток воздуха.
    – Хитрый тег IMG: анатомия.
    – IMG-физиология: обязательные атрибуты.
    – Разведение коз в абзаце.
    – Гипертекстовая разметка картинки.
    – Авторское право.
    – Распорки+таблицы=позиционирование.
    – Тестирование.

  11. Школьный сайт. Особенности и методика построения.
Дополнительные (факультативные) темы:
  1. JavaScipt.
    – Первый скрипт.
    – Переменные, константы, выражения.
    – Ветвления, циклы.
    – Объекты языка.
    – Объекты и события браузера.
    – Формы.

  2. Каскадные таблицы стилей.
    – CSS в HTML-коде.
    – Основы CSS.
    – CSS+JavaScript.

  3. Конструирование динамических документов.
    – Меню.
    – Экзамен.
    – Роботландская мозаика.

Пояснительная записка

Цель курса — используя средства HTML (а также факультативно JavaScript и CSS) научиться строить полезные компьютерные приложения, которые можно было бы использовать на локальном компьютере у себя дома, в школе или на базе полученных знаний построить собственную страничку в Интернете.

Учитель, пройдя обучение вместе с детьми или индивидуально, откроет для себя мощный методический инструментарий, используя который, он сможет самостоятельно (практически на уровне простого конструирования из готовых элементов) создавать привлекательные дидактические пособия, обучающие и контролирующие программы, а при желании, сможет работать с детьми и дальше самостоятельно в русле обозначенного курса.

Учитывая детскую нетерпеливость и желание «поскорее перейти к делу», курс построен как практикум. Дети уже на первом занятии пишут свою первую HTML-программу. Однако, продолжая роботландские традиции «обучая детей, докапываться до сути изучаемых явлений», практикум по ходу дела подкрепляется фундаментальными «отступлениями» и не сводится к формальному изложению конструкций языка.

Занятия на курсе базируются на интерактивных книгах:

  • «HTML-конструирование»
  • «HTML-конструирование-2»
и одноименных методических пособиях (для учителя). Книги представляют собой электронные лаборатории. Помимо обычных иллюстрированных текстов они содержит:
  • Испытательные стенды.
    Ученик может провести серию опытов по теме изучаемого материала: выбрать нужные параметры, пощелкать переключателями, подергать «веревочки» на пульте управления. Результат испытаний сразу отображается на экране, что гораздо нагляднее длинных текстовых описаний.

  • Встроенный инструментарий.
    Многие задания в книге можно выполнять прямо на ее страницах. Здесь есть и окна текстового редактора с заготовками HTML-программ, и кнопка для демонстрации результата в браузере.

  • Зачетные классы.
    В конце каждого урока выполняется контрольная работа. Книга следит за правильностью решений и выставляет оценку.

  • Задачник.
    Автор не знает ни одного задачника по проектированию и разработке гипертекстовых документов на языке HTML для начинающих. В книге представлена довольно обширная коллекция заданий по этой теме.

  • Наборы «сделай сам».
    Для выполнения тренировочных заданий обучаемому предлагаются наборы текстовых и графических заготовок. Используя эти фрагменты, можно быстро выполнить проект, не отвлекаясь от поставленной учебной цели на подбор «сырья».

Обучение распределено по учебным неделям. Предполагается, что в течение недели, в удобное для себя и детей время, учитель проводит занятие с командой. Одно занятие в неделю. Но это жесткий минимум. Более оптимально, если дети смогут собираться 2 раза в неделю. Например, один раз с учителем, а другой — с лаборантом для самостоятельных работ с книгой, выполнения заданий или работ по теме конкурсного проекта.

В подключении машин к «живому» Интернету нет необходимости. Вся работа выполняется в безсетевом режиме. Все, что нужно для работы — это браузер, гипертекстовая книга и какой-нибудь текстовый редактор, который умеет работать в кодировке Windows.

В первом семестре школьники работают с книгой «HTML-конструирование» и завершают семестр выполнением учебного проекта, цель которого продемонстрировать усвоение пройденного материала.

Если у учителя есть бумажный вариант книги «HTML-конструирование» (он был опубликован в июне 2000 года в 21 и 22 номерах газеты «Информатика»), то он, несомненно, будет хорошим дополнением к электронному учебнику.

Для второго семестра, дополнительно к книге «HTML-конструирование», предлагается книга «HTML-конструирование-2». В этой книге излагаются основы JavaScript и CSS, которые позволяют сделать гипертекстовую страницу динамической и интерактивной. Однако, эта книга рассчитана в основном на учителя, который изучает ее в рамках своих курсов повышения квалификации.

Дети во втором семестре продолжают работать с первой книгой «HTML-конструирование», повторяя и осмысливая темы, которые были пройдены в первом семестре слишком быстро, в ознакомительном порядке. Теперь меняются целевые установки обучения: центр тяжести переносится с технических аспектов освоения HTML-тегов на конструкторскую и дизайнерскую деятельность. Осмыслению этой деятельности Интернет-проектировщика в значительной степени поможет опыт учебного проекта первого семестра, его анализ и обсуждения на тему «что такое хорошо и что такое плохо» в Web-дизайне и методике создания Интернет-проектов. Эти обсуждения будут непрерывно вестись в рамках курсовой электронной конференции и в рамках обсуждения итогов первого конкурса.

С начала второго семестра школьники выбирают для себя тему проекта, над которым работают в течение всего семестра, совершенствуя проект, его дизайн и его коды. В зависимости от наклонностей детей к программированию, их способностей и наличия времени в школьном расписании, учитель может давать детям для изучения отдельные темы книги «HTML-конструирование-2». В крайнем случае, когда дети совершенно не заинтересованы в собственном программировании, но их желание строить динамические, интерактивные страницы велико, учитель может дать детям готовые скрипты с кухни Сидорова («HTML-конструирование-2», уроки 12-14) с тем, чтобы они могли использовать их в собственных HTML-кодах. В этом случае необходимо разобрать интерфейс скрипта, способы его монтирования в собственные коды, построить с детьми несколько учебных примеров.

При сильном желании, можно использовать скрипты не только с кухни Сидорова, но и из Интернета. Однако, педагогическая функция бесплатно распространяемых скриптов очень невелика, а их практическая полезность сомнительна. Как правило, Интернет забит бесплатным мусором, который не пригоден для серьезного использования. Конечно, можно покопаться на этих свалках и найти одну-две жемчужины, но КПД от таких поисков не велик. Самое лучшее для тех, кто почувствовал тягу к Интернет-программированию, в следующем учебном году пройти серьезное обучение на курсе 43.

Инструментальное обеспечение

Для работы на курсе необходимо:

  • Иметь электронный почтовый ящик для связи с куратором и другими студентами, а также для участия в сетевых конференциях и выполнения сетевых упражнений.
  • Оборудовать рабочие места школьников для практических занятий на компьютере.

В качестве дополнительного факультативного средства можно приветствовать наличие интернетовской on-line связи для просмотра сетевых WWW-страничек, хотя бы в демонстрационном режиме на одном компьютере.

Каждое рабочее должно быть оснащено компьютером с установленным на нем браузером.

Какой браузер необходим? Интернет-разработчик должен всегда иметь под рукой несколько браузеров, минимум два: Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator. Ведь пользователь сети может «заехать» на вашу страничку на любом транспорте! И вы должны знать, что он увидит. К сожалению (и большой головной боли Интернет-программиста), браузеры разных фирм интерпретируют HTML-коды и скрипты по-разному.

Для работы с гипертекстовыми книгами лучше всего подходит браузер Microsoft Internet Explorer 4 версии. Однако, работать с книгой «HTML-конструирование» можно и в браузере Netscape Navigator 3 версии (его рекомендуется устанавливать на слабые машины с процессором 386).

В подключении рабочего места к Интернет необходимости нет.

Для написания программ необходим какой-нибудь текстовый редактор. Лучше всего подходит редактор МикроМир, но можно обойтись и блокнотом Windows или другим редактором, который умеет работать в той же кодировке, что и ваш браузер.

Курс является самодостаточным в том смысле, что весь необходимый для занятий материал содержится либо в книге, либо в методическом пособии для учителя. Исключение составляют элементарные навыки работы с операционной системой, текстовым и графическим редакторами.

Организация работы

Команды получают из RU следующие материалы:

  • календарный план занятий и конкурсов;
  • книгу «HTML-конструирование» с методическими рекомендациями для учителя;
  • книгу «HTML-конструирование-2» с методическими рекомендациями для учителя;
  • учебный сайт «Кухня Сидорова» (бесплатно).

Процесс обучения в каждом семестре строится так:

  • изучение тем семестра
  • общение с куратором и сокурсниками
  • выполнение конкурсных проектов
  • перекрестная проверка и проверка куратора
  • подведение итогов, разбор решений, анализ типичных ошибок

Бумажные учебники

Издательство «БХВ-Петербург» выпускает бумажные учебники, которые удачно дополняют электронные лаборатории. Об алгоритмах покупки бумажных учебников читайте на странице Бумажные учебники Университета.

Связь с куратором

Если у вас остались вопросы, то их можно задать куратору Дуванову Александру Александровичу по адресу kurs@robotland.pereslavl.ru.

 

  вверх     начало университет курсы программа курса 42
  начало  |университетпродукты  история  кук  ссылки  карта
  Этот логотип можно скопировать на свой сайт  
kurs@robotland.pereslavl.ru ©Роботландия+Университет