|
|
|

Формы и методы обучения
Курсы через Интернет как форма заочного обучения распространены
сейчас довольно широко. Однако, студенты, настроенные на повышенную
эффективность сетевой школы, нередко испытывают разочарование:
обучение строится по старым канонам бумажной почты, повышается
скорость доставки материала, а формы и методы учения остаются
прежними — «варка» в собственном соку и
эпизодическое общение с куратором.
Роботландская школа устроена по-другому: учитель и
курируемый им детский коллектив образуют в рамках курсов активный
сетевой узел — команду, которая связана с куратором
Университета и другими командами в едином учебном информационном
пространстве. Эта связь крепится активной совместной деятельностью.
Характерные черты Роботландской школы:
-
Совместное обучение учителя и школьника в рамках одной команды.
Дидактические, методические и организационные курсовые материалы
дополняются активной живой работой учителя, что, конечно, во много раз
повышает эффективность обучения.
-
Турнирный цикл обучения.
Обучение строится как цепочка краткосрочных турнирных проектов. Вся
теория, излагаемая в курсе, подчинена одной цели — применить
ее на практике для создания работы, которая будет участвовать в
конкурсе. Мотивировка обучения смещается из области абстракций на
практику, что является мощным побуждающим началом активной
деятельности ребенка.
-
Моделирование коллективной деятельности.
Работая над проектом, школьники объединяются в рабочие группы, в
которые набираются соисполнители с определенными функциональными
обязанностями (сценарист, редактор, художник, программист…).
Таким образом, моделируется работа творческого коллектива, в котором
каждый участник выполняет свою «профессиональную»
миссию.
-
Реальная практическая польза детских проектов.
Проекты, предлагаемые на курсах, как правило, имеют прикладное
значение. Школьники с полным правом гордятся тем, что труд их не
ложится под сукно и не пылится на выставках, а реально используется на
школьных уроках и не только в своей родной школе, но и в других школах
страны, работающих на роботландских курсах.
-
Перекрестные проверки работ.
Перекрестные проверки работ не внутри одной школы, а, благодаря
Интернету, среди однокурсников, распределенных по всему
географическому пространству России и стран СНГ — это
дополнительный, очень важный этап обучения. Школьники знакомятся с
работами друг друга очень подробно. Выполняя учительскую функцию, дети
учатся искать ошибки, пользоваться формальными оценочными
критериями.
-
Развитые горизонтальные связи.
Помимо связи с куратором, команды очень активно общаются друг с другом.
Это происходит в следующих формах:
- курсовая электронная конференция;
- перекрестные проверки работ;
- коллективные сетевые обучающие игры;
- непосредственная электронная переписка.
-
Повышенное внимание культуре и этике общения, а также способам
изложения своих идей в виде технических заданий, описаний и
компьютерных приложений.
-
Основной канал связи — электронная почта.
Несмотря на онлайновую поддержку дистанционного курса, основным
каналом связи остается электронная почта. Электронная
почта — это одно из самых экономных средств сетевой связи.
Небольшие финансовые затраты позволяют считать этот сервис
по-настоящему народным, что особенно актуально для
небогатых сельских школ. Электронная почта, недорогая сама по себе, не
предъявляет, в отличие от WWW-сервиса, практически
никаких требований к мощности компьютера, на котором она установлена.
И, что самое удивительное, электронной почтой в сети можно сделать
практически все, даже читать WWW-страницы и перемещаться
по их ссылкам, если в этом есть необходимость.
|