|
|
|
Формы и методы обучения
Курсы через Интернет как форма заочного обучения распространены
сейчас довольно широко. Однако, студенты, настроенные на повышенную
эффективность сетевой школы, нередко испытывают разочарование:
обучение строится по старым канонам бумажной почты, повышается
скорость доставки материала, а формы и методы учения остаются
прежними «варка» в собственном соку и
эпизодическое общение с куратором.
Роботландская школа устроена по-другому: учитель и
курируемый им детский коллектив образуют в рамках курсов активный
сетевой узел команду, которая связана с куратором
Университета и другими командами в едином учебном информационном
пространстве. Эта связь крепится активной совместной деятельностью.
Характерные черты Роботландской школы:
-
Совместное обучение учителя и школьника в рамках одной команды.
Дидактические, методические и организационные курсовые материалы
дополняются активной живой работой учителя, что, конечно, во много раз
повышает эффективность обучения.
-
Турнирный цикл обучения.
Обучение строится как цепочка краткосрочных турнирных проектов. Вся
теория, излагаемая в курсе, подчинена одной цели применить
ее на практике для создания работы, которая будет участвовать в
конкурсе. Мотивировка обучения смещается из области абстракций на
практику, что является мощным побуждающим началом активной
деятельности ребенка.
-
Моделирование коллективной деятельности.
Работая над проектом, школьники объединяются в рабочие группы, в
которые набираются соисполнители с определенными функциональными
обязанностями (сценарист, редактор, художник, программист
).
Таким образом, моделируется работа творческого коллектива, в котором
каждый участник выполняет свою «профессиональную»
миссию.
-
Реальная практическая польза детских проектов.
Проекты, предлагаемые на курсах, как правило, имеют прикладное
значение. Школьники с полным правом гордятся тем, что труд их не
ложится под сукно и не пылится на выставках, а реально используется на
школьных уроках и не только в своей родной школе, но и в других школах
страны, работающих на роботландских курсах.
-
Перекрестные проверки работ.
Перекрестные проверки работ не внутри одной школы, а, благодаря
Интернету, среди однокурсников, распределенных по всему
географическому пространству России и стран СНГ это
дополнительный, очень важный этап обучения. Школьники знакомятся с
работами друг друга очень подробно. Выполняя учительскую функцию, дети
учатся искать ошибки, пользоваться формальными оценочными
критериями.
-
Развитые горизонтальные связи.
Помимо связи с куратором, команды очень активно общаются друг с другом.
Это происходит в следующих формах:
- курсовая электронная конференция;
- перекрестные проверки работ;
- коллективные сетевые обучающие игры;
- непосредственная электронная переписка.
-
Повышенное внимание культуре и этике общения, а также способам
изложения своих идей в виде технических заданий, описаний и
компьютерных приложений.
-
Основной канал связи электронная почта.
Несмотря на онлайновую поддержку дистанционного курса, основным
каналом связи остается электронная почта. Электронная
почта это одно из самых экономных средств сетевой связи.
Небольшие финансовые затраты позволяют считать этот сервис
по-настоящему народным, что особенно актуально для
небогатых сельских школ. Электронная почта, недорогая сама по себе, не
предъявляет, в отличие от WWW-сервиса, практически
никаких требований к мощности компьютера, на котором она установлена.
И, что самое удивительное, электронной почтой в сети можно сделать
практически все, даже читать WWW-страницы и перемещаться
по их ссылкам, если в этом есть необходимость.
|