Роботландия+ Роботландия+
        начало  университет  |продуктыистория  кук  ссылки  карта
  начало продукты информатика
   

Азы информатики

Автор: А.А.Дуванов

Азы информатики «Азы информатики» — это электронный интерактивный курс базовой информатики для школьников (5-9 классы). Сохраняя методические идеи курса «Роботландия» (разработчики: М.А.Гольцман, Н.Б.Дроздов, А.А.Дуванов, Я.Н.Зайдельман, Ю.А.Первин, А.А.Русс.), новый курс предлагает школьнику и педагогу современные средства для реализации педагогической задачи, делает обучение более эффективным, увлекательным и контролируемым.

Познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах, и все это — в рамках одного гипертекстового продукта, работающего в браузере.

Отзывы на Азы информатики

Прежде чем купить серьёзную вещь, всегда читаю отзывы людей, которые эту вещь используют. Взвешиваю «за» и «против», и если аргументы «за» перевешивают, достаю кошелёк.

Подробнее...

Тематический план курса

В курсе представлены 8 тем, каждая из которых поддерживается отдельной гипертекстовой книгой.

Книга 1. Знакомство с компьютером

Книга 1. Знакомство с компьютером Современная информатика немыслима без компьютера, как современное строительство без подъемных кранов и другой мощной техники. Книга знакомит начинающего пользователя с основными приемами работы на компьютере.

Предисловие ко второму изданию

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

0.  Здравствуй, компьютер!

Состав компьютера. Компьютерные термины. Техника безопасности. Приемы работы с книгой. Мышиные щелчки, переходы, флажки.
  1. Компьютер — наш помощник
    Орудия труда, автоматы, программы, программирование, профессии компьютера. Исполнитель Бука.

  2. Рабочий стол
    Значки и ярлыки на Рабочем столе. Панель задач. Главное меню. Мышиные операции. Алгоритм операции Перетаскивание. Исполнитель Извозчик.

  3. Курсор
    Указатели. Мышиные курсоры. Операция изменения размеров.

  4. Пиктограмма
    Разнообразие пиктограмм. Пиктограммы на экране компьютера. Исполнитель Пиктограмма. Конкурс пиктограмм.

  5. Программа и ее окно
    Структура окна. Заголовок окна и кнопки управления. Операции над окном. Оконные ОС.

  6. Меню
    Понятие интерфейса. Простой список. Пиктографическое меню. Меню на обычных кнопках, радиокнопках, флажках. Разворачивающийся список. Иерархия. Иерархическое меню.

  7. Привет и Сочинитель
    Алгоритмы работы «литературных» исполнителей. План, алгоритм, программа. Понятие параллельного алгоритма. Может ли компьютер думать? Исполнители Привет и Сочинитель.

  8. Контрольная работа
    Повторение пройденного материала.

Книга в продаже.

Форма для заказа

Книга 2. В мире информации

Книга 2. В мире информации Информация как безбрежное море, окружает нас со всех сторон. Мы об этом не думаем, как о том, что у нас есть нос, и он может чихнуть. Книга расскажет о способах хранения, передачи и обработки информации.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

  1. Что такое информация
    Понятие информации. Какую информацию изучает информатика. Скорость передачи, алгоритмы обработки. Редактор строки (цифры, переключения регистра и алфавита, русские строчные буквы, клавиша Bs).

  2. Как получить информацию
    Универсальность информатики. Виды представления информации. Органы чувств. Алгоритмы обработки. Редактор строки (заглавные буквы, клавиша Del).

  3. Что можно делать с информацией
    Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Игра «Поход за информацией». Измерение объема информации. Байт. Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (знаки препинания, специальные символы).

  4. Хранение информации
    Информационные носители. Способы хранения информации. Двоичное кодирование. Хранение информации в компьютере, Интернете. Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (латинские буквы).

  5. Хранить, чтобы искать
    Способы структурирования информации (информационный элемент, множество, линейный список, стек, очередь, список, иерархия, лес, граф, таблица, составные структуры). Электронные таблицы. Хранение по алфавиту. Содержание. Индекс. Гипертекст. Поиск информации в Интернете. Редактор строки (Home, End, Ins).

  6. Передача информации
    Источник, приемник и канал передачи. Преобразование информации при передаче. Передача в Интернете. Скорость передачи. Игры в передачу информации. Классификация ошибок клавиатурного набора. Алгоритмы исправления. Тренажер Правилка.

  7. Искажения при передаче
    Причины искажений. Типы ошибок передачи. Ошибки в компьютере. Защита от искажений. Исполнитель Листик. Игры в кодирование и передачу. Тренажер Правилка.

  8. Обработка информации
    Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Операционная система. Исполнители Бухгалтер и Переводчик.

  9. Алгоритмы обработки информации
    Понятие алгоритма, составителя, исполнителя. Компьютерные алгоритмы и программы. План работы программиста. Пример разработки программы. Исполнитель Малыш (учебный компьютер). Буфер обмена ОС.

  10. Кодирование информации
    Способы кодирования. Двоичное кодирование и физика ЭВМ. Исполнители Листик и Бухгалтер. Игры в кодирование.

  11. Шифрованные сообщения
    Криптография. Тарабарский язык. Табличный шифр. Алфавитные сдвиги. Компьютерная криптография. Симметричное и асимметричное шифрование. Исполнители: Криптограф, Табличный шифр, Волшебный квадрат, Ребус.

  12. Что там у компьютера внутри
    Информационная схема компьютера и набор его устройств. Единицы измерения объема памяти. Иерархическая схема компьютерной памяти. Исполнитель Компьютер.

  13. Информационные объекты
    Понятие объекта. Материальные и виртуальные объекты. Объекты в информатике. Свойства, алгоритмы и события объекта. Структурное программирование. Объектное программирование. Визуальное программирование объектов в исполнителе Конструктор.

  14. Контрольная работа
    Повторение пройденного материала.

Книга в продаже.

Форма для заказа

Книга 3. Пишем на компьютере

Книга 3. Пишем на компьютере Вы уже умеете писать на бумаге записки, письма, стихи, сочинения, диктанты… Книга научит вас делать то же самое на компьютере.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

  1. В редакции «Школьной газеты»
    Обработка текстов в газетной редакции. Грамматические ошибки, ошибки стиля, макетирование статьи. Способы выравнивания. Работа с редактором строки.

  2. Компьютер — помощник редактора
    Макет газеты. Возможности и ограничения компьютерной технологии подготовки документов. Тренажер Правилка (классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления, тренинг).

  3. Многострочный редактор
    Редакторы информации. Работа в плоском текстовом редакторе (на примере многострочного поля браузера). Движения курсора. Клавиша Enter. Линейки прокрутки.

  4. Приёмы редактирования
    Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставки и удаления.

  5. Копирование
    Откатка и накатка. Буфер обмена. Операции Вырезать, Копировать, Вставить. Выполнение и составление алгоритмов редактирования.

  6. Блокнот
    Знакомство с редактором Блокнот. Обзор возможностей. Файл, папка. Имя файла, папки. Сохранение документа на диске. Выполнение циклических алгоритмов редактирования.

  7. WordPad
    Понятие текстового процессора. Сравнение WordPad с Блокнотом. Панель инструментов. Понятие формата. Абзацы и способы их форматирования. Склейка файлов.

  8. Дизайн текста
    Определение дизайна. Дизайн текстового документа. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Работа со шрифтами в WordPad. Списки.

  9. Word
    Знакомство с Word. Меню, стандартная панель и панель форматирования. Знаки форматирования. Стили. Вставка картинок. Проектирование стилей для книжной страницы. Изготовление страницы.

  10. Цыплёнок босиком
    Специальные символы. Тире, дефис. Нумерация страниц. Оглавление. Проектирование обложки. Рамка. WordArt. Преимущество стилей. Изготовление книги.

  11. Правописание, списки
    Проверка правописания в текстовом процессоре. Орфографические ошибки, ошибки пунктуации и стиля. Возможности и недостатки компьютерных алгоритмов проверки правописания. Пробелы и знаки пунктуации. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Представление иерархии в виде вложенного списка.

  12. Детективное агентство «Word»
    Поиск/замена. Работа с окнами документов. Клипарт. Работа с файлами.

  13. Таблицы
    Табличная информация. Средства построения таблиц.

  14. Макрокоманды
    Проектирование макрокоманд в режиме обучения редактора. Использование макрокоманд.

  15. Контрольная работа
    Повторение пройденного материала. Творческие задания.

Книга в продаже.

Форма для заказа

Книга 4. Рисуем на компьютере

Книга 4. Рисуем на компьютере Уметь рисовать — это прекрасно! Даже если я не художник — все равно немного рисую… Хотите научиться рисовать на экране компьютера? Книга поможет освоить основные технические приемы.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

  1. Рисунки на компьютере
    Рисунки на компьютере. Возможности компьютерной графики. Области приложения компьютерной графики. Алгоритмы рисования в редакторе Word. Приемы построения и редактирования векторного рисунка.

  2. Графическая система компьютера
    Как строится изображение на экране. Графическая система компьютера (монитор, сканер, принтер,…). Построение векторного рисунка в редакторе Word.

  3. Paint: выделение, перенос, копирование
    Интерфейс Paint, настройка редактора. Выделение, перенос, копирование, откатка/накатка, вставка из файла, копирование в файл.

  4. Paint: преобразования рисунка
    Отражения, повороты, наклоны, растяжение, сжатие, копия экрана.

  5. Paint: построение линий
    Инструменты: Линия, Кривая. Изменение масштаба, пикселная сетка.

  6. Paint: построение фигур
    Инструменты: Прямоугольник, Скругленный Прямоугольник, Многоугольник, Эллипс. Тени, блики, вдавленные, приподнятые объекты. Работа с координатами.

  7. Paint: компьютерные цвета
    Теория цвета. Компьютерные цвета. Цветовые модели: аддитивные (RGB), субтрактивные (CMYK), перцепционные (HSB). Рекомендации по работе с цветом. Вычисление цветности монитора. Вычисление размера видеопамяти. Режимы работы монитора. Выбор цвета в редакторе, основная палитра, дополнительные цвета, конструирование цвета, заливка.

  8. Paint: рисование
    Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Приёмы работы, антиалиасинг, классификация шрифтов. Обзор возможностей редактора Paint, его слабые стороны и ограничения.

  9. Форматы графических файлов
    Анатомия графических форматов: BMP, GIF, JPEG. Обзор форматов: растровые (PNG, TIFF, PSD), векторные (WMF), универсальные (EPS, CDR, WEB, XAR). Выбор подходящего формата. Оптимизация графики. Масштабирование картинок.

  10. Фотокамера, сканер, монитор, принтер
    Устройство и работа фотокамеры, фотоплёнки. Цифровая фотография. Преимущества и недостатки цифровой фотографии. Устройство и работа сканера, монитора, принтера. Оптическое разрешение фотопленки, цифровой матрицы, сканера, монитора, принтера.

  11. Векторный редактор
    Устройство векторного рисунка и знакомство с векторным редактором. Растяжение и сжатие, удаление, вращение, наклоны, отражения, сложение и вычитание, ближе/дальше, выравнивание, координатная сетка.

  12. Основы векторного редактирования
    Прямоугольники, эллипсы, многоугольники, линейная заливка, заливка по кругу, заливка по эллипсу, заливка растровым изображением, заливка фракталами, объединение объектов, исключение объектов, пересечение объектов, разделение объекта.

  13. Конструирование векторного рисунка
    Инструменты: Прямая, Кривая, Текст. Преобразование в кривые. Экспорт векторного объекта в растровые форматы GIF, JPEG, BMP. Приёмы конструирования векторного рисунка.

  14. Контрольная работа
    Повторение пройденного материала. Творческие задания.

Книга в продаже.

Форма для заказа

Книга 5. Выходим в Интернет

Книга 5. Выходим в Интернет Где больше всего информации? Конечно, в Интернете! Книга расскажет, как устроена эта глобальная компьютерная сеть и научит основным приемам работы с ней.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

Компьютерные сети

1. Компьютерные сети
История Интернета. Классификация компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Устройство локальных сетей на примере Ethernet.
2. Как работает Интернет
Пакетная передача, коммутация пакетов. Адресация в Интернете (доменная, IP). Протоколы Интернета. Маршрутизация. Службы Интернета. Формат IP-пакета. Формат IP-адреса. Таблицы маршрутизации. Компьютерные числа. Позиционные системы счисления. Перевод в десятичную. Перевод из десятичной.

Электронная почта

3. Электронная почта
Адрес электронной почты. Выбор почтовой службы (провайдерская, корпоративная, коммерческая, бесплатная). Почтовые программы. Как доставляются письма. Перевод из системы q в систему qk. Перевод из системы qk в систему q.
4. Подготовка и отправка писем
Правила хорошего письма. Устройство почтовых программ. Тема письма. Проверка правописания. Длина строки.
5. Приём писем и ответы на них
Правила хороших ответов. Автоматика почтовых программ. Шаблоны писем. Адресная книга.
6. Письма с вложениями
Как приложить файл к письму. Архивирование и сжатие файлов. Правила для писем с вложениями. Как вложение передаётся по электронной почте. Как извлечь вложение из письма. Как устроено электронное письмо. Какие бывают кодировки. Как кодируются электронные письма. Транслит. Настройка почтовых программ.

Web-пространство

7. Web-пространство Интернета
Понятие Web-пространства. Понятие сайта. Понятие гиперссылки. Просмотр сайта. Разнообразие браузеров. Управление браузером. Устройство сайта. Системы навигации по сайту. Внутренние и внешние ссылки. Текстовые и графические ссылки, альтернативный текст. Графические гипертекстовые карты.
8. Поиск информации
Поиск на странице, поиск на сайте, поиск в Интернете. Инструменты поиска: коллекции ссылок, каталоги, рейтенги, индексы, метапоиск. Особенности поиска: картинок, файлов, книг, определений, карт, образования, работы, людей.

Конструирование сайтов

9. Одностраничный документ
Простейшая HTML-страничка. Структура HTML-кода. Как работает браузер. Структура и вид документа. Атрибуты тегов. Цвет фона и цвет шрифта. Оформление текста. Кодирование списков. Стиль записи кода. Тестирование и отладка.
10. Основы CSS
HTML и CSS. Стили отдельного элемента. Стили отдельного файла. Стили сайта и фон элемента. CSS-конструирование. Позиционирование и z-индекс.
11. Многостраничный документ
Понятие гиперссылки. Кодирование переходов. Разработка структуры сайта.
12. Графика на страницах
Графические Web-форматы. Подготовка графики для Web. Кодирование картинок. Дизайн картинок.
13. Работа с таблицами
Кодирование таблиц. Дизайн таблицы. Дизайн на таблицах.

Контрольная работа

14. Контрольная работа
Повторение пройденного материала.

Книга в продаже.

Форма для заказа

Книга 6. Алгоритмические этюды

Книга 6. Алгоритмические этюды Без алгоритмов работать с информацией — это все равно, что носить воду решетом! Книга расскажет о том, как составлять, записывать алгоритмы и передавать их на исполнение.

Книга 7. Исполнители

Книга 8. Исполнители Исполнитель — это тот, кто исполняет алгоритмы. Устройство, среда обитания, аварийные сообщения, система команд исполнителя — обо всем этом рассказано в книге и еще о том, как правильно управлять исполнителем.

Книга 8. Черные ящики

Книга 7. Черные ящики Алгоритмы можно не только составлять, но и отгадывать! Например, многие ученые только и делают, что отгадывают алгоритмы, по которым «работает» природа, и получают закон всемирного тяготения или закон плавания тел. Оказывается, у отгадывания есть свои правила и приемы! О них-то и рассказано в этой книге.

Устройство книг

Основной и дополнительный слой

Книга содержат два слоя: основной и дополнительный.

Основной слой ориентирован непосредственно на обучаемого — ученика младших классов. Дополнительный слой — на учителя, который сопровождает ученика в работе над книгой и помогает ему. В крайнем случае, если ученик работает с книгой совершенно самостоятельно, он может использовать второй слой для дополнительного чтения и проверки ответов на вопросы книги.

Основной слой имеет следующую структуру:

  • Читальный зал. Раздел содержит фактический материал урока, вопросы и домашние задания.
  • Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.
  • Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.
  • Практикум. Работа с исполнителями и испытателями по теме урока.
  • Зачетный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.

Методика

Книга состоит из глав-уроков. Каждый урок — это одна тема. Фактически изучение главы может занять несколько школьных уроков: это зависит от уровня подготовки школьников, их возраста, подробности изучения, объема стороннего материала, которым учитель дополняет материал учебника.

Валентина Алексеевна Козлова (учитель информатики из Перми) рекомендует следующий план организации обучения:

  • Знакомство с материалом урока. Тема урока излагается учителем в классе или ученик знакомится с ней по текстам Читального зала самостоятельно дома. В последнем случае этот раздел учебника лучше распечатать для уменьшения вредных воздействий монитора на глаза ребенка (особенно, если монитор невысокого качества). Полезно конспектирование в тетради, поскольку оно способствует лучшему усвоению материала.
  • Обсуждение темы урока. В основу можно положить вопросы из раздела Задания и ключевые фразы из раздела Конспект.
  • Практикум. Любой опыт или эксперимент содействует закреплению новых знаний, переводя их из абстрактно-логической сферы в предметно-чувственную. Кроме того, компьютерный практикум существенно повышает мотивацию к занятиям.
  • Зачетный класс. Школьники решают задания до тех пор, пока не получат звание Профессор (нет ошибок, оценка 5) или звание Студент (1-2 ошибки, оценка 4).
  • Обсуждение заданий зачета. После того как ученики сдали зачет, необходимо публично еще раз пройтись по вопросам. Пусть дети обоснуют выбор того или иного ответа.

Реальные условия проведения занятий могут существенно повлиять на предложенный план. Если времени много, то один урок можно разбить на два: на первом — изложение материала и практикум, на втором — обсуждение (повторение) на основе разделов Вопросы и Зачетный класс.

В условиях же дефицита времени учитель может отказаться от каких-то разделов урока. К примеру, сразу после изложения материала перейти к Зачетному классу.

Домашние задания

Домашние задания книги предложены Валентиной Алексеевной Козловой. Они разбиты на три группы.

Вариант 1Вариант 1

Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят репродуктивный характер, то есть, основаны только на материалах и приемах, изученных и освоенных на занятии.

Вариант 2Вариант 2

Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания.

Вариант 3Вариант 3

Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на последнее).

Демоверсия

Посмотреть демо | Заказать

Рабочий фрагмент второй книги

Приведенный по ссылке материал (470 КБ) является рабочим фрагментом второй книги. В нем содержатся правила построения ребусов и среда для отгадывания ребусов по информатике.

ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/rebus.zip


В настоящее время готовы к распространению электронные книги:
  1. Знакомство с компьютером (5 класс)
  2. В мире информации (5 класс)
  3. Пишем на компьютере (6 класс)
  4. Рисуем на компьютере (7 класс)
  5. Выходим в Интернет (8 класс)

Форма для заказа электронных продуктов.

Бумажные учебники курса

 

  вверх     начало продукты информатика
  начало  университет  |продуктыистория  кук  ссылки  карта
  Этот логотип можно скопировать на свой сайт  
kurs@robotland.pereslavl.ru ©Роботландия+Университет