![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||
Изучаю компьютерАвтор: А.А.Дуванов![]()
Назначение книги и её аудиторияКнига является практическим введением в компьютерный интерфейс, реализуемый с помощью физических устройств (мышь, клавиатура) и системы экранных объектов, предназначенных для взаимодействия с программным обеспечением (значки, окна, курсоры, меню). Аудитория книги — школьники младших классов и одарённые дошкольники, работающие под руководством наставника (родителя, гувернёра, воспитателя детского сада, школьного учителя). Позиция автора: фундаментальным вещам лучше учить на практике и так, чтобы ученик не заснул над страницами учебника.
Эта книга — введение в компьютерный интерфейс, но она не является справочником по командам, которыми можно управлять компьютером при помощи мыши и клавиатуры. Хотя, безусловно, учит и этому, но как конкретному приложению системы представлений о пользовательских интерфейсах (компьютерных и не компьютерных), вместо бездумного «кнопконажимательства». О практической работе учащихся на страницах книги. Интерактивность присутствует по контексту материала для чтения, но основная работа выполняется на отдельных страницах с названием «Практикум». Кроме того, книга содержит страницы с автоматическими зачётами («Зачётные классы»). Устройство книги, методика использованияКнига состоит из 28 занятий распределённых по 9 темам. Основные темы предваряет раздел «Старт», который объясняет, как работать с книгой. Ученики, для которых сделана книга, столь юны (дошкольники и младшие школьники), что самостоятельная системность обучения им недоступна. Автор полагает, что найдётся наставник (родитель, воспитатель, учитель), который будет курировать работу ребёнка, в частности, читать вслух тексты и дополнительно пояснять трудные слова, которые неизбежно встретятся на станицах. Ведь книга эта — не комиксы, она предполагает серьёзную работу. Серьёзность, однако, не означает скуку. Автор надеется, что ребенку и его наставнику будет интересно. Наставник читает тексты и руководит работой ребёнка. А вот зачёты и практикумы ученик должен выполнять самостоятельно. Вероятно, он будет делать это с большим удовольствием. Порядок работы с книгой описан на странице «Старт». В каждом разделе (теме):
Кратко об основных идеях тематических разделов книги. СтартВ этом вводном разделе даются рекомендации по работе с книгой, объясняется, как можно перемещаться по её страницам (щелчки мыши на ссылках) и решать зачётные классы при помощи флажков. Тема 1. Знакомство с компьютеромУченики знакомятся с основными и дополнительными частями компьютера, разделяя их на устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода/вывода. Кроме того, обсуждаются вопросы безопасной работы с компьютером. Тема 2. Компьютер — наш помощникПовествование, начинаясь с палки, лопаты и плуга (орудия труда), постепенно выстраивает фундаментальную цепочку рассуждений:
Разговор о принципах работы компьютера подкрепляется практикумом, в котором дети решают задачи по составленному плану (программе). Тема 3. Рабочий столУчащиеся знакомятся с принципами работы графических операционных систем и методах взаимодействия с ними при помощи манипулятора мышь (щелчки, перетаскивание). Урок подкреплён упражнениями по открытию документов, значки которых лежат на Рабочем столе, и занимательным практикумом в программе Извозчик. Дети естественным образом подходят к абстрактному понятию «объект», который в дальнейшем активно используется в книге:
Тема 4. КурсорТему открывает рассказ об указателях, которые встречают нас на улице и в зданиях («они порой без всяких слов сообщают нужную информацию»). Затем разговор переходит в сферу компьютерных указателей и подкрепляется практикой работы с курсорами разного типа:
Практикумы содержат работу с курсором мыши (операция «зависание», двойные щелчки, изменение размеров окна) и текстовым курсором (набор цифр, ввод текста, исправление ошибок ввода). Тема 5. ПиктограммаТема также начинается не с экрана компьютера. Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах. Их можно встретить в больнице, библиотеке, в зоне отдыха. Они «поселились» на упаковках вещей и продуктов. Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать! Пиктограммы на экране компьютера продолжают тему, которая подкреплена большой работой с приложением Пиктограмма. В нём, помимо компьютерных пиктограмм, ученики работают и с другими, привычными в нашей обычной некомпьютерной жизни. Параллельно продолжается работа по осваиванию приёмов набора текста c клавиатуры. Тема 6. Программа и её окноТема закладывает понятийные основы функционирования оконных операционных систем и объясняет принципы работы с такими системами. Урок поддержан обширной практикой на 17 интерактивных испытателях. Тема 7. МенюТема начинается с репортажей из школьной столовой и кафе — здесь меню привычны и предельно понятны.Обобщаем привычное и замечаем, что: Меню — это не только список блюд в столовой, кафе, ресторане. Так называют приём, с помощью которого из нескольких вариантов можно выбирать нужные. Меню — основа компьютерного интерфейса. Урок демонстрирует, объясняет и организует практику работы с компьютерными меню разного типа ():
Тема 8. Может ли компьютер думать?Раскрывается алгоритм работы программы Привет, которая, на первый взгляд, демонстрируют творчество, подобное творчеству человека (сочиняет сказки). Кроме того, ученики работают с программами Перевозчик и Конюх, решая логические задачи. Тема заканчивается понятным (после всех рассмотрений) ответом на вопрос:
Тема 9. Контрольная работаЗавершающая тема содержит конспект пройденного материала и три итоговые зачётные работы.
|
|||||||||||||||||||
вверх | |||||||||||||||||||
![]() |
|