Роботландия+ Роботландия+
        начало  университет  |продуктыистория  кук  ссылки  карта
  начало продукты компьютер
   

Изучаю компьютер

Автор: А.А.Дуванов
Изучаю компьютер

Посмотреть демо | Заказать

Назначение книги и её аудитория

Книга является практическим введением в компьютерный интерфейс, реализуемый с помощью физических устройств (мышь, клавиатура) и системы экранных объектов, предназначенных для взаимодействия с программным обеспечением (значки, окна, курсоры, меню).

Аудитория книги — школьники младших классов и одарённые дошкольники, работающие под руководством наставника (родителя, гувернёра, воспитателя детского сада, школьного учителя).

Позиция автора: фундаментальным вещам лучше учить на практике и так, чтобы ученик не заснул над страницами учебника.

Вася Кук Вася Кук, персонаж книги, всегда приговаривает: «моя голова помнит лишь то, что делают мои руки». Автор вкладывает в руки Васи, а через них в головы учеников базовые понятия информатики. Эти капитальные стены возводятся на фундаменте практической деятельности, вытекают из неё, как естественное обобщение, не повисая в воздухе в виде абстрактных кружев.

Эта книга — введение в компьютерный интерфейс, но она не является справочником по командам, которыми можно управлять компьютером при помощи мыши и клавиатуры. Хотя, безусловно, учит и этому, но как конкретному приложению системы представлений о пользовательских интерфейсах (компьютерных и не компьютерных), вместо бездумного «кнопконажимательства».

О практической работе учащихся на страницах книги. Интерактивность присутствует по контексту материала для чтения, но основная работа выполняется на отдельных страницах с названием «Практикум». Кроме того, книга содержит страницы с автоматическими зачётами («Зачётные классы»).

Устройство книги, методика использования

Книга состоит из 28 занятий распределённых по 9 темам. Основные темы предваряет раздел «Старт», который объясняет, как работать с книгой.

Ученики, для которых сделана книга, столь юны (дошкольники и младшие школьники), что самостоятельная системность обучения им недоступна.

Автор полагает, что найдётся наставник (родитель, воспитатель, учитель), который будет курировать работу ребёнка, в частности, читать вслух тексты и дополнительно пояснять трудные слова, которые неизбежно встретятся на станицах. Ведь книга эта — не комиксы, она предполагает серьёзную работу. Серьёзность, однако, не означает скуку. Автор надеется, что ребенку и его наставнику будет интересно.

Наставник читает тексты и руководит работой ребёнка. А вот зачёты и практикумы ученик должен выполнять самостоятельно. Вероятно, он будет делать это с большим удовольствием.

Порядок работы с книгой описан на странице «Старт». В каждом разделе (теме):

  • читаем текст;
  • выполняем практикум;
  • сдаём зачёт.

Кратко об основных идеях тематических разделов книги.

Старт

В этом вводном разделе даются рекомендации по работе с книгой, объясняется, как можно перемещаться по её страницам (щелчки мыши на ссылках) и решать зачётные классы при помощи флажков.

Тема 1. Знакомство с компьютером

Ученики знакомятся с основными и дополнительными частями компьютера, разделяя их на устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода/вывода.

Кроме того, обсуждаются вопросы безопасной работы с компьютером.

Тема 2. Компьютер — наш помощник

Повествование, начинаясь с палки, лопаты и плуга (орудия труда), постепенно выстраивает фундаментальную цепочку рассуждений:

Компьютер — орудие умственного труда.

Некоторые устройства работают по программам.

Программа — это подробный план действий.

Программа может обеспечивать работу устройства без участия человека. Такие устройства называются автоматами.

В компьютере можно менять программы, и число их не ограничено конструкцией компьютера. В силу этого компьютер является универсальным прибором. А часы, холодильник и стиральная машина — нет.

Программы для компьютеров записывают на специальных языках программирования.

Процесс написания программы называется программированием.

Программист — человек, занимающийся разработкой программ для компьютера, то есть занимающийся программированием.

Разговор о принципах работы компьютера подкрепляется практикумом, в котором дети решают задачи по составленному плану (программе).

Тема 3. Рабочий стол

Учащиеся знакомятся с принципами работы графических операционных систем и методах взаимодействия с ними при помощи манипулятора мышь (щелчки, перетаскивание). Урок подкреплён упражнениями по открытию документов, значки которых лежат на Рабочем столе, и занимательным практикумом в программе Извозчик.

Дети естественным образом подходят к абстрактному понятию «объект», который в дальнейшем активно используется в книге:

Этим словом в научной литературе часто называют предметы и явления.

Объектом изучения сегодня на уроке стал компьютер.

Мы будем много работать с объектами на экране монитора (экранные объекты). Обычно это — картинки, на которых изображены кнопки, значки, прямоугольные области.

Термин объект очень удобен: им можно заменять несколько слов сразу. Можно говорить: «на экране мы видим три объекта» вместо того чтобы длинно перечислять: «на экране находятся две нарисованных кнопки и одна прямоугольная область с текстом внутри».

Тема 4. Курсор

Тему открывает рассказ об указателях, которые встречают нас на улице и в зданиях («они порой без всяких слов сообщают нужную информацию»). Затем разговор переходит в сферу компьютерных указателей и подкрепляется практикой работы с курсорами разного типа:

Практикумы содержат работу с курсором мыши (операция «зависание», двойные щелчки, изменение размеров окна) и текстовым курсором (набор цифр, ввод текста, исправление ошибок ввода).

Тема 5. Пиктограмма

Тема также начинается не с экрана компьютера.

Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах. Их можно встретить в больнице, библиотеке, в зоне отдыха. Они «поселились» на упаковках вещей и продуктов. Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать!

Пиктограммы на экране компьютера продолжают тему, которая подкреплена большой работой с приложением Пиктограмма. В нём, помимо компьютерных пиктограмм, ученики работают и с другими, привычными в нашей обычной некомпьютерной жизни.

Параллельно продолжается работа по осваиванию приёмов набора текста c клавиатуры.

Тема 6. Программа и её окно

Тема закладывает понятийные основы функционирования оконных операционных систем и объясняет принципы работы с такими системами. Урок поддержан обширной практикой на 17 интерактивных испытателях.

Тема 7. Меню
Тема начинается с репортажей из школьной столовой и кафе — здесь меню привычны и предельно понятны.

Обобщаем привычное и замечаем, что:

Меню — это не только список блюд в столовой, кафе, ресторане. Так называют приём, с помощью которого из нескольких вариантов можно выбирать нужные.

Меню — основа компьютерного интерфейса. Урок демонстрирует, объясняет и организует практику работы с компьютерными меню разного типа ():

Текстовый список Шарик | Бобик | Жучка
Набор пиктограмм Зорька Жучка Фёкла Тарасик
Обычные кнопки
Радиокнопки
да нет не знаю
Флажки
кошки собаки кролики
Разворачивающийся список

Кроме того, вводится понятие сложного меню, как меню, в котором некоторые пункты сами являются меню. Практика (среди прочего) включает в себя работу с меню папок в Проводнике Windows.
Тема 8. Может ли компьютер думать?

Раскрывается алгоритм работы программы Привет, которая, на первый взгляд, демонстрируют творчество, подобное творчеству человека (сочиняет сказки).

Кроме того, ученики работают с программами Перевозчик и Конюх, решая логические задачи.

Тема заканчивается понятным (после всех рассмотрений) ответом на вопрос:

Может ли компьютер думать?

Вероятно, после знакомства с планом, по которому Привет «сочиняет» сказки, ответ вам понятен — нет!

Думает человек. Человек составляет планы и переписывает их в виде программ для компьютера. А компьютер, не раздумывая, следует заданным инструкциям.

И ничего, кроме этого.

Тема 9. Контрольная работа

Завершающая тема содержит конспект пройденного материала и три итоговые зачётные работы.

Посмотреть демо | Заказать

 

  вверх     начало продукты компьютер
  начало  университет  |продуктыистория  кук  ссылки  карта
  Этот логотип можно скопировать на свой сайт  
kurs@robotland.pereslavl.ru ©Роботландия+Университет