Вы являетесь [counter] посетителем с 5 ноября 1997.

Сведения о Николаевском монастыре после отшествия преподобного Димитрия

colorlin.gif (7770 bytes)
Составил священник Федор Делекторский, 1904 г.

Нашествие поляков и Литвы
"Корсунский крест"
Храм Святителя Николая
церковь Благовещения
переименование монастыря в женский

Тринадцать с небольшим лет после отшествия преподобного Димитрия существовала спокойно св. обитель Николая Чудотворца. Но вот в 1382 году гроза разразилась над русской землей: то несметные полчища страшных татар под предводительством Тохтамыша наводнили многострадальную русскую землю. В это время весь переславль был разорен; конечно, та же участь постигла и Николаевский монастырь...

Нет возможности с точностью сказать: когда именно после разорения татарами был восстановлен монастырь, но несомненно, что он существовал, и даже некоторое время находился в сравнительно хорошем состоянии; богослужение в нем совершалось исправно, на это показывают сохранившиеся списки со вкладных записей того времени, когда усердствующие богомольцы отказывали в пользу обители земельные угодья, прося совершать постоянное, неопустительное -истовое поминовение. Таковы списки вкладных записей Захарии Иванова Рычкова 1559 г., Ивана Константинова Кочергина 1565 г., Ивана Крячка Чемоданова - сына Воропанова 1560 года на пустоши: калабурово, Снятиново и Давыдково при игумене Федоре и игумене Макарии. Сохранился также список с грамоты того времени, данной Николаевскому монастырю Государем Великим Иоанном Васильевичем от 1506 г. Из нее можно видеть, что Николаевский монастырь в то время имел Государевы жалованные земли и крестьян. (Следовательно, восстановление обители от татарского погрома было гораздо ранее: его нужно относить ко второй половине XV столетия.)

Благоустроенное состояние монастыря продолжалось не много времени. В 1609 году было новое нашествие поляков и Литвы и новое опустошение обители Николая Чудотворца.

На этот раз восстановил ее из развалин некто старец Дионисий, родом армянин из купеческого сословия, впоследствии схимонах и затворник. Предание, сохранившееся до нашего времени, говорит, что еще будучи благочестивым мирянином, Дионисий однажды после усердной молитвы пред сном видел во сне святителя Николая, повелевшего ему возобновить обитель его имени. И старец Дионисий исполнил повеление св. Николая, чудотворный образ которого с того времени хранится в обители как великая святыня. Схимонах и затворник Дионисий (ум. 1645 г. апр. 15 д.), поименованный в "Месяцеслове" высокопреосвященного Сергия архиепископа Владимирского и Суздальского в числе неканонизированных святых, возобновил монастырь в прежнем его виде, т.е. церковь и ограда были деревянные, завел в нем общежитие, а по смерти своей погребен в нем, причем место погребения его неизвестно. Долгое время в обители хранилось изображение старца затворника Дионисия, молящегося с тяжелыми веригами пред Иконой св. Николая, и только в последние годы пред переименованием монастыря картина эта затерялась.

Схимонаху и затворнику Дионисию (1613-1645 г.) и ближайшим после него настоятелям обители Николаевский монастырь обязан приобретением земельных угодий, дарованием от государей, великих князей Московских различных льготных грамот. Во времена эти появился в обители так называемый "Корсунский крест", замечательный как важный археологический памятник старины. В трудах Владимирской Ученой Архивной Комиссии за 1900 г. кн. II имеется исследование о корсунском кресте члена Имп. Арх. Общества протоиерея А.И.Свирелина, который полагает, что означенный крест был привезен в Переславль из Суздаля раскольниками, которые во время настоятельства Дионисия и после до 1719 года находили в Никольском монастыре себе приют и радушный прием, за что и платили привозимыми из разных мест различными священными предметами.

Из числа известных в истории раскола лиц жили в Николаевском монастыре инок Феоктист в 1665 году, затем питирим, который в 1704 году был назначен строителем, а в 1713 году - игуменом. Первоначально, бывший упорным расколоучителем, Питирим, по обращении своем в православие, сделался ревностным обличителем раскола и защитником православия, за что Государем Петром Великим был сделан даже епископом, а впоследствии и архиепископом Нижегородским; в свое время он много принес пользы православию, как известнейший борец против раскола.

Ко времени настоятельства Питирима относится устроение в Николаевском монастыре летнего соборного храма во имя Святителя Чудотворца Николая, начатого строением в 1680 году, а законченного в 1721 году при Государе Петре Великом благотворительными средствами московского гражданина Герасима и жены его Ирины Обуховых, по благословению митрополита Стефана Рязанского и Муромского. Строители храма погребены под северо-западной стеной храма в углу придельной церкви во имя "Преподобного Герасима, иже на Иордань". Закладка храма была при предшественнике Питирима - игумене Варлааме,- одном из ближайших заместителей затворника - старца Дионисия. Игумен Варлаам много заботился о благоустройстве обители. Так он построил с помощью сторонних благотворителей каменную колокольню с хорошим подбором колоколов; украсил монастырскую церковную ризницу хорошими облачениями; приобрел с помощью благотворителей напрестольное евангелие и богослужебные сосуды прекрасной работы, как о том свидетельствуют надписи на них. За свои труды он был награжден саном архимандрита и в 1704 году был переведен в другой монастырь.

Преемника его по настоятельству Питирима (1704-1719гг) последовательно сменили архимандриты Феофилакт, Исаия и Филарет. Затем были игумены: Варлаам, Роман, Павел и Пахомий, о которых в монастырском архиве не сохранилось сведений, сколько времени и когда именно они настоятельствовали в обители. После них был игумен Иаков Певницкий по 1749 год. В это время по благословению преосвященного Серапиона - епископа Можайского и Волоколамского - на благотворительные средства московских граждан Щелягиных была построена в 1748 году теплая церковь во имя Благовещения Божией Матери на месте сгоревшей церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в 1745 году. В это же время управления Николаевским монастырем игумена Иакова Певницкого устроены святые врата и на них церковь во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла иждивением московских купцов братьев Холщевниковых. Судя по надписи, имеющейся на св. вратах - поименованные благотворители похоронены под святыми вратами.

Настоятелями Николаевского монастыря после Иакова Певницкого были: игумен Боголеп, - по 1759 г., архимандрит Филарет, в 1761 году построивший в Николаевском монастыре каменную ограду 237 сажень в окружности. Эта ограда существует и до сего времени, хотя по причине ветхости она реставрирована настоятельницей монастыря - игуменьей Антонией в 1903 г. Архимандрит Филарет за свои труды по устройству обители переведен на лучшее место.

После него были строители: Иннокентий по 1776 г., Мелхиседек в 1776 г., смененный Павлом по 1780 г., Ириней - 1780 г., Иоанн - 1780 г., Никита с 1783 г., Алимний - 1787 г., Феодосий - 1793 г., Гавриил - 1799 г., Иоасаф - 1800-1801 гг., переведенный в Лукьянову пустынь Александровского уезда; Авраамий - в 1802 г. (умер и погребен в Николаевском монастыре); Михаил - 1803-1804 гг., переведенный в духовники к архиерейскому дому; Вениамин - 1805-1813 гг., умерший в обители; Игнатий - 1814 г., переведенный в Гороховецкий Николаевский монастырь; Гедеон - смотритель духовного училища 1815-1816 гг., переведенный в Космин монастырь в игумена; Никодим - смотритель духовного училища - 1817-1820 гг., переведенный в Муромский Благовещенский монастырь в 1820 г.; Назарий - 1821-1829 гг.; Прокопий - 1829-1830гг.; Назарий - 1830-1832 гг., назначенный из Николаевского монастыря в игумены Муромского Благовещенского монастыря; Варлаам - назначенный в Николаевский монастырь из архиерейского дома 19 декабря 1832-1833 г.

После них управляли монастырем белый священник Сергий Петров, строители Флорищевой пустыни, казначеи Данилова города Переславля монастыря; иеромонах Макарий в 1840 г,, Мефодий - 1840-1844 г.; в 1845 г. Мефодий был назначен строителем монастыря; в 1848 г. умер и погребен в обители; затем были назначены исправлять должность настоятеля иеромонахи: Геннадий - 1848-1849 г., Сергий - в 1849 г., умерший в обители; иеромонах Владимир - 1849 г., назначенный строителем в 1851 г по 1861 г.; строитель иеромонах Феофил, назначенный игуменом в 1869 г. по 1873 г.; Игумен Вассиан по 1874 г.; строитель иеромонах Поликарп - 1874-1878 гг., умерший и погребенный в Николаевском монастыре; иеромонах Мисаил по 1879 г. 25 ноября; строитель иеромонах Игнатий - 1879-1881 гг.; иеромонах Парфений - 1881-1886 гг.; иеромонах Владимир - 1886-1894 гг., назначенный первоначально исправлять должность строителя; он построил каменный двухэтажный корпус, в котором и поныне помещаются келии, настоятельская и братская; иеромонах Владимир выбыл из Николаевского монастыря уже в сан игумена в 1894 г. во Флорищеву пустынь Гороховецкого уезда, где и умер в 1900г.

С 1894 г. был назначен строителем иеромонах Александр (в миру свящ. Андрей Миртов), впоследствии в 1895 г. назначенный архимандритом Муромского Благовещенского монастыря, где и скончался; в 1895 г. - иеромонах Макарий по 1896 г., когда был назначен настоятелем Николаевского монастыря архимандрит Пимен (в миру Павел Вас. Малиновский. - см. историюВладимирской духовной семинарии Н.Малицкого. Владимир, 1902 г. вып. III, стр. 156).

В это время церковные здания обители нуждались в капитальной реставрации: так, например, пол и иконостас летнего Николаевского храма очень обветшали; пол, оконные рамы теплого Благовещенского храма также требовали ремонта; ограда обители вся была в трещинах, башни ее грозили падением; вообще, много требовалось забот для приведения обители хотя бы со внешней стороны в надлежащий благоутроенный вид.

В другой стороны, братия Николаевского монастыря была в это время очень невелика: два иеромонаха, иеродиакон, два или три послушника. От довольно частой перемены настоятелей менялся часто и состав братии, а от этого страдало до некоторой степени и богослужение монастырское.

Архимандритом Пименом было на все это обращено должное внимание и заботы, но кратковременное настоятельство, продолжавшееся около двух лет, дало ему только возможность с помощью благотворителей - служащих фабрики Переславской мануфактуры и других - отчасти привести в устройство теплый Благовещенский храм; а украситель летнего Николаевского храма гражданин города Переславля А.Варенцов, как выразитель общественного мнения, подал мысль: для поддержания и благоустройства древней обители переименовать Николаевский мужской монастырь на женский.

Было отправлено ходатайство о сем в Святейший Синод и в 1898 году последовало распоряжение от Святейшего Синода о переименовании Николаевского мужского монастыря на женский, причем настоятелю и братии означенного монастыря предоставлено было право выбора себе места в других монастырях. (Архимандрит Пимен в настоящее время настоятель Космина монастыря Владимирской епархии).

colorlin.gif (7770 bytes)
Webmaster

30/05/00 10:09
Webmaster