Вы являетесь [counter] посетителем с 24 ноября 1997.

Летопись Николаевского монастыря по переименовании его в женский в 1898 году

colorlin.gif (7770 bytes)
Составлено свящ. Федором Делекторским в 1904 г.

Иконы обители
Новые постройки в обители
Открытие св. мощей Преподобнаго Серафима Чудотворца Саровского

Согласно указному предписанию Святейшего Синода от 10 июня 1898 года за N3013 заштатный Николаевский монастырь был обращен в общежительный женский. Первыми монашествующими были монахини первоклассного Успенского гор. Александрова Владимирской губ. женского монастыря. Из них монахиня Антония была определением Св. Синода назначена настоятельницей с возведением в сан игумении; монахиня Макария (в 1903 г. настоятельница Сольбинской Свято-Николаевской пустыни, Владимирской губ. Переславского уезда) назначена была казначеей; монахини Поликсения (в 1903 г. казначея Сольбинской Свято-Николаевской пустыни, Владимирской губ. Переславского уезда) и Евфимия (в 1903 г. казначея Николаевского монастыря г. Переславля) с 1903 г. были назначены: первая - благочинной, а вторая - ризничей обители.

С означенными монахинями прибыло из того же Успенского монастыря восемь послушниц и этому малому стаду предстояло воссоздать обитель Святителя Николая в новом - благоустроенном виде.

Горячо взялись с помощью Божией вновь прибывшие насельницы обители за устройство монастыря. В первый же год был произведен капитальный ремонт каменного двухэтажного корпуса с настоятельскими келиями, выстроенного игуменом Владимирским (1886-1894). Полы и балки в нем были переменены; сам корпус был вновь оштукатурен и окрашен. В 1899 году были построены на благотворительные средства монастырские дома для церковнослужителей - деревянные на каменном фундаменте (дом для священника 18 х 12 ар. и для диакона-псаломщика 12 х 12 ар.) с небольшими деревянными пристройками. Главное же внимание и заботы были обращены на церковные здания, которые требовали больших реставраций. Так, каменная, около 15 саженей высоты колокольня, построенная в 1693 году, при игумене Варлааме на благотворительные средства, пришла в ветхость и, склонившись на бок, угрожала падением. Казалось, что она готова была обрушиться: так сильно наклонилась она на сторону дороги, и каждый богомолец невольно обращал внимание на ветхое состояние ее. Тогда, в 1899 году украситель летнего Николаевского храма - гражданин Алексей А.Варенцов с разрешения епархиального начальства реставрировал ее: громадные дикие камни, на которых укреплена была колокольня и которые от влияния болотного места разошлись в стороны, были вынуты из земли и на их место был подведен под колокольню прочный, каменный, скрепленный портландским цементом, фундамент. Чрез колокольню проходили большие трещины и заделать их стоило немалого труда, так как железные скрепы давно разорвались; но для сохранения этой старинной колокольни, служившей св. обители третью сотню лет, благотворитель не пожалел трудов: исправил все повреждения, покрыл заново железом и окрасил, так что после реставрации колокольня имеет вполне благоустроенный вид.

В том же 1899 году на средства монахини Поликсении были вызолочены кресты на соборном храме св. Николая, колокольне, церкви св. апостолов Петра и Павла - что на св. вратах и железные крыши на церквах были окрашены медянкою. В 1900 году настоятельница - игумения Антония - на благотворительные средства с южной стороны теплого Благовещенского храма соорудила каменную двухэтажную ризницу; вся церковная утварь, как-то: богослужебные сосуды, евангелия, напрестольные кресты, дарохранительницы, - были заново ремонтированы и вызолочены. Приобретены двенадцать парчовых серебряно-позлащенных облачений для священнослужителей, причем шитьем их занимались по особому расположению к этому труду сама м. игумения Антония при помощи ризничей м. Евфимии.

В этом же 1900 году приступили с разрешения епархиального начальства к постройке деревянного одноэтажного корпуса для помещения казначеи (она же несет обязанности регентши и уставницы в храме) и некоторых клиросных сестер обители. Корпус этот (28 х 12 ар.) отапливается пятью печами. Одновременно был построен сарай для экипажей (15 х 18 ар.). Оба здания покрыты железной крышей.

В том же году теплый каменный двухэтажный Благовещенский храм, построенный в 1748 г. при игумене Иакове Певницком, был с разрешения епархиального начальства восстановлен в первоначальном виде, а именно: келии, находившиеся ранее в юго-западной части храма, были обращены в придельный храм во имя Сретения Господня. Этот придел существовал и ранее - с 1800 г. при Благовещенской церкви и находился в трапезной части храма.

Причиной и ближайшим поводом к такой переделке послужила теснота теплой церкви для помещения богомольцев - особенно в праздничные дни. Конечно, это обстоятельство может служить доказательством того, что даже при многочисленных (свыше 20 приходских и монастырских) церквах города Переславля его жители с большой охотой и расположением стали навещать Николаевский женский монастырь, несмотря на его месторасположение "на болоте", невзирая на сырое время года - осенью и снежные заносы - зимой.

Усердно служа св. обители Святителя и Чудотворца Николая настоятельница игумения Антония неопустительно сама навещала во все время церковные службы, следя за благолепием церковного богослужения, а мать казначея - монахиня Макария прилагала все свои силы и способности, не щадя небогатого своего здоровья, на устройство церковного пения и ясного, раздельного, выразительного чтения, строго следя за исполнением церковного устава, (Живя до назначения своего в Николаевский монастырь в Александровском Успенском женском монастыре, мать Макария считалась одной из самых лучших певиц и чтиц по своему усердию и способностям.) В 1899 и 1900 годах, когда с разрешения епархиального начальства чудотворная икона Святителя Николая, находящаяся в обители, была износима по селениям уезда, мать казначея Макария несла нелегкий для женщины труд сопровождать чтимую святыню с пением молебствий... И богомольцы города Переславля, видя истовое богослужение, несмотря на продолжительность монастырских служб, всегда до самого конца служб молились и молятся в храмах св. обители, ничем не вырарая нетерпения или усталости; мало того, побуждаемые Словом Божиим и молитвой за любящих благолепие Дома Божия, они от искреннего сердца выражают желание своею, хотя малейшей, посильной лептой принимать участие в украшении св. храмов обители.

Особенное расположение к св. обители и любовь к благоукрашению храмов Николаевского женского монастыря оказал житель города Переславля Василий Васильевич Шаврин, соорудивший несколько весьма ценных икон: преподобного Сергия, которая была освящена на мощах Преподобного; Иверской Божией Матери.

Обе эти иконы писаны в Москве художником Шокаревым на цинке, и, поставленные в иконостасе из красного дерева в теплом Благовещенском храме, составляют его украшение. Этот же благотворитель пожертвовал в храмы Николаевского монастыря два изображения Спасителя, написанные в рост на матовых стеклах. Эти изображения находятся в алтарях летнего и теплого храмов за святыми престолами. Наконец, означенный постоянный благотворитель был расположен м. игуменией, в виду недостаточности помещения теплого Благовещенского храма устроить с северо-западной стороны новую придельную церковь к Благовещенскому храму во имя "Всех Святых", на месте бывшей трапезной комнаты монастыря, что и было сделано с разрешения епархиального начальства. Придельный храм во имя Всех Святых был освящен в 1902 г. Устройством двух придельных церквей в правой и левой стороне своего притвора Благовещенский теплый храм получил возможность вмещать богомольцев вдвое более, нежели прежде.

В том же 1902 году в Благовещенском теплом храме трудами и заботами м. игумении Антонии был заново реставрирован на серебряном фоне вызолоченный иконостас с новыми, художественной работы, живописными иконами и устроена новая духовая печь.

В 1901 году церковный притч, состоявший из священника и диакона-псаломщика, был согласно прошению настоятельницы игумении Антонии увеличен вторым священником; в 1902 году ему был построен монастырский дом (12 х 15 ар.) деревянный, на каменном фундаменте под железной крышей.

Вместе с устройством обители и число монашествующих сестер возросло, так что в 1902 году явилась необходимость выстроить новый общежительный корпус с помещением для трапезной, кухней, просфорной и рукодельной комнатой. С помощью Божией заботы о сем м. игумении увенчались успехом и она в 1902 году 29 июня имела возможность уже освятить этот новый двухэтажный каменный корпус (15 саж. длины и 7 саж. ширины), который поставлен рядом с прежде выстроенным двухэтажным корпусом с настоятельскими келиями.

Кроме этого помещения для сестер имеются еще отдельные келии при скотной избе, под теплой Благовещенской церковью, под церковью святых апостолов Петра и Павла.

Всего живущих в монастыре сестер в настоящее время (т.е. в 1903 году) около ста человек. Все они находятся на клиросном или церковном послушании, или занимаются рукоделием для церкви и на работе по монастырскому хозяйству.

Усиленные заботы по устройству обители настоятельницы Николаевского женского монастыря игумении Антонии были замечены и оценены епархиальным начальством, и она в 1902 году была представлена и награждена золотым наперсным крестом от Святейшего Синода.

19 июля 1903 года было торжественное открытие и прославление св. мощей Преподобнаго Серафима Чудотворца Саровского. К этому времени, усердствующим благотворителем В.В.Шавриным, была приготовлена заранее заказанная замечательно художественной работы икона Преподобного Серафима, молящегося на камне (точная копия с иконы, имеющейся в церкви Румянцевского Музея в Москве). Сердечно преданный делу украшения св. храмов обновляющейся обители Василий Васильевич пожелал, чтобы приготовленная икона была освящена в Сарове в день открытия св. мощей и Господу Богу было угодно, чтобы заветное желание его исполнилось. С благословения и разрешения высокопреосвященнейшего Сергия - архиепископа Владимирского и Суздальского - был отправлен с иконой монастырский священник о. Феодор Делекторский, который, испросив позволения у Высочайше уполномоченного распорядителя Саровских торжеств о. архимандрита Серафима (Чичагова), привез икону в Саровскую обитель, где она и была 19 июля в 4 часа пополудни освящена высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом С.-Петербургским и Ладожским, и положена на св. мощи преподобного Серафима, как о том и свидетельствует надпись на св. иконе с печатью Саровской обители, сделанной по распоряжению преосвященного Иннокентия, епископа Тамбовского.

По прибытии из Сарова в гор. Переславль св. икона была с разрешения высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Владимирского и Суздальского, встречена крестным ходом протоиереем Градского собора с монастырским духовенством и монашествующими сестрами обители при многочисленном стечении народа.

colorlin.gif (7770 bytes)
К первой страничке парка
Webmaster

30/05/00 10:09
Webmaster