Вы являетесь [counter] посетителем с 5 декабря 1997.

Святыни и достопримечательности Николаевского монастыря

bar_anm.gif (6399 bytes)
Составлено свящ. Федором Делекторским в 1904 г.

Корсунский Крест

Главною святынею обители служит древняя чудотворная икона Святителя Николая Архиепископа Мир-Ликийских. С точностью невозможно определить, с какого времени она находится в Николаевском монастыре, но несомненно то, что восстановитель монастыря схимонах и затворник старец Дионисий, получал, молясь сей св. иконе, благодатную помощь в трудных обстоятельствах своей жизни. Следовательно, с нач. XVII столетия св. икона Николая Чудотворца находилась в обители. Есть основание думать, что она находилась в обители и раньше, судя по сохранившимся копиям с вкладных записей и разных архивных памятников Николаевского монастыря XVI века. Так, во вкладных записях жертвователи дают поминовение "Николе Чудотворцу в доме", выражение, искони в Переславле бывшее и доныне сохранившееся - равносильное ему: "Принять Святителя и Угодника Божия Николая Чудотворца",- указывающее прямо на чтимую икону Святителя Николая. Можно даже предположить, что св. икона почти современна основанию обители, которая очень редко называлась по имени своего основателя преподобного Димитрия Прилуцкого, а обителью Николая Чудотворца - как наиболее чтимого угодника Божия. Это мнение подтверждается тем соображением, что обычай именует Переславские храмы прославленными в них святыми. Так, соседняя с Николаевским монастырем Борисоглебская церковь называется по имени преподобного Корнилия - подвижника, жившего и погребенного в Борисоглебском монастыре (обращенном в приходскую церковь, в которой под спудом почивают его мощи),- известного целителя детских болезней. Св.-Николаевская церковь именуется храмом св. Благоверного Князя Андрея (одного из смоленских князей) - Переславского Чудотворца, мощи которого почивают в сей церкви.

Таким образом, св. икона Чудотворца Николая издавна особенно почиталась гражданами города Переславля, а также была предметом благоговейного почитания у жителей окрестных селений уезда, почему монастырь посещается богомольцами из города и близлежащих селений. Последние неоднократно получали помощь от св. Николая, когда по случаю повальных болезней и других бедствий износили из монастыря в свои селения святую икону Николая Чудотворца и молебствовали перед нею.

Ежегодно летом из окрестных селений как, например, из деревень: Щелканки, Кривушкина, Княжева, Конюцкой, сел: Красного, Самарова, Пожарского, Климова и многих других приходят крестьяне в Николаевский монастырь и просят целыми обществами служить молебствия пред чудотворной иконой Св. Николая. Из расспросов их открывается, что во время губительных болезней, неурожая, падежа скота и прочих напастей, из Николаевского монастыря износилась икона Чудотворца Николая и после молебствия в означенных селениях верующие получали исцеление от болезней и избавление от скорбных обстояний.

Поэтому-то они, как сами выражаются, "обреклись" каждое лето приходить в обитель и служить в благодарное воспоминание молебны Святителю Николаю.

Кроме чудотворной иконы Святителя Николая в Николаевском монастыре находится замечательный археологический памятник XVII века - так называемый Корсунский Крест. Он четырехконечный, деревянный, обложенный медными позолоченными листами, длиною три аршина с лишком, а шириною около двух аршин. С обеих сторон, лицевой и оборотной, крест украшен круглыми серебряными ковчежцами с частицами мощей св. угодников Божиих с коронами и самоцветными камнями; кроме того, лицевая сторона его обнизана жемчугом.

В ковчежцах находятся части мощей следующих святых: св.Василия Амасийского (22 апреля), Феодора Тирона (17 февраля), муч. Виктора (18 апреля), Феодора Стратилата (8 февраля), Феодора Смоленского князя и чад его Давида и Константина (19 сентября), св. м. Димитрия (15 ноября), св. Василия Анкирского (22 марта), муч. Георгия (23 апреля), св. муч. Агафоника (22 августа), муч. Меркурия (24 ноября), Игнатия Ростовского (23 мая), св. кн. Василия Ярославского (3 июля), Исаии Ростовского (15 мая), св. муч. Христины (13 марта), муч. Евстратия (13 декабря), муч. Ореста (9 июля), св. муч. Марины (17 июня).

Крест украшен серебряными клеймами с изображением двунадесятых праздников.

В трудах Владимирской ученой архивной комиссии (кн. II, 1900 г.) помещена статья протоиерея о. А.И.Свирелина, в которой он доказывает, что Корсунский Крест принесен из Киева в Ростово-Суздальскую землю в конце X или начале XI века. Затем - в Москву во второй половине XVв., а во второй половине XVII в. принесен в Николаевский монастырь почитателями старины.

Из церковной ризницы наиболее заслуживают внимания:

1) Евангелие в лист на александрийской бумаге 1698 года с заставками в несколько красок с изображением евангелистов, вызолоченное, непробного серебра. На лицевой стороне Деисус и четыре евангелиста; на оборотной стороне - орудия крестных страданий Спасителя; по краям досок надпись: "Лета 1701 месяца Декабря в 15 день построено сие св. Евангелие в монастырь Николаевский, что на болоте за посадом в Переславле-Залесском, радением и тщанием игумена Варлаама и казначея-монаха Питирима, а подаянием от имений своих христолюбивых людей разных чинов в пользу своей души и в помин своих родителей во веки веков. Аминь".

2) Евангелие в полулист на простой бумаге 1717 г.; обложено серебром 84 пр.

3) Крест серебряный, вызолоченный, непробного серебра с мощами. На нем надпись: "Лета 7141 года мая в 30 день положил вкладу крест с мощами Андрей Киприянов в обитель чудотворцу Николе и Преподобному Димитрию в Переславле, позлащен и жемчугом обнизан".

4) Воздух, изображающий плащаницу, на пунцовом атласе вышитый серебром и золотом. Венчики у Спасителя и трех ангелов обнизаны настоящим жемчугом. По краям надпись: "Благообразный Иосиф..." вязью уставного письма.

При нем два покрова на пунцовом атласе с краями из зеленого атласа; на одном изображение Знамения Божией Матери и по углам четырех херувимов с надписью: "Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше...", на другом покровце - два ангела и Господь Саваоф; по бокам надпись: "Яко Агнец на заколение ведеся". Воздух и оба покровца старинной работы.

5) Покровец на желтом атласе с изображением двух ангелов с рипидами и Спасителя - Предвечного Младенца с надписью: "Се Агнец Божий, вземляй грехи всего мира" и "приимите, ядите, сие есть Тело Мое". Обнизан жемчугом.

Причт при Николаевском женском монастыре состоит из двух священников и диакона-псаломщика.

Священник Феодор Петров Делекторский, окончивший курс Владимирской духовной семинарии в 1897 году. Определен к Николаевскому монастырю в 1898 году.

Священник Алексий Александров Чижов, окончивший курс Вифанской духовной семинарии Московской губернии 1899 года. Определен к Николаевскому монастырю в 1901 году.

Диакон Сергий Алексиев Янов на псаломщицкой вакансии; определен к Николаевскому монастырю из псаломщиков с. Рюминского, Александровского уезда, Владимирской губернии, в 1898 году.

Богослужение в Николаевском женском монастыре совершается ежедневно, причем в среду и пятницу бывают две литургии: ранняя и поздняя, а в четверг еженедельно - чтение акафиста св. Николаю чудотворцу с большим звоном. Обычай этот существует в монастыре около двадцати лет.

Церковное чтение и пение совершается внятно, неторопливо, выразительно; пение - с кононарщицей, большею частью простого распева. Празники наиболее почитаемые - местные - в Николаевском монастыре следующие: Николая Чудотворца (6 декабря и 9 мая), Благовещения Божией Матери (25 марта), Сретения Господня (2 февраля), преподобного Димитрия Прилуцкого (11 февраля), преподобного Герасима (4 марта), святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех Святых, это - храмовые праздники. Праздничная служба совершается также и в честь икон: Владимирской Божией Матери, Иверской, преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского и переславских чудотворцев: св. Благоверного Князя Андрея, преподобного игумена Диниила и Никиты Столпника.

Четыре раза в год вокруг монастыря совершаются крестные ходы: в день святителя Николая Чудотворца 9 мая, святых апостолов Петра и Павла, Сретения Господня и в четверток на светлой Пасхальной неделе. Крестные ходы эти существуют с давних пор. Кроме того, 6 января - в Богоявление и 1 августа совершается крестный ход на реку в близлежащую рыбную слободу, где и бывает освящение воды.

bar_anm.gif (6399 bytes)
К первой страничке парка
Webmaster

30/05/00 10:09
Webmaster