|
Вы являетесь Сведения о Николаевском монастыре после отшествия преподобного Димитрия
Тринадцать с небольшим лет после отшествия преподобного Димитрия существовала спокойно св. обитель Николая Чудотворца. Но вот в 1382 году гроза разразилась над русской землей: то несметные полчища страшных татар под предводительством Тохтамыша наводнили многострадальную русскую землю. В это время весь переславль был разорен; конечно, та же участь постигла и Николаевский монастырь... Нет возможности с точностью сказать: когда
именно после разорения татарами был
восстановлен монастырь, но несомненно, что он
существовал, и даже некоторое время находился в
сравнительно хорошем состоянии; богослужение в
нем совершалось исправно, на это показывают
сохранившиеся списки со вкладных записей того
времени, когда усердствующие богомольцы
отказывали в пользу обители земельные угодья,
прося совершать постоянное, неопустительное
-истовое поминовение. Таковы списки вкладных
записей Захарии Иванова Рычкова 1559 г., Ивана
Константинова Кочергина 1565 г., Ивана Крячка
Чемоданова - сына Воропанова 1560 года на пустоши:
калабурово, Снятиново и Давыдково при игумене
Федоре и игумене Макарии. Сохранился также
список с грамоты того времени, данной
Николаевскому монастырю Государем Великим
Иоанном Васильевичем от 1506 г. Из нее можно видеть,
что Николаевский монастырь в то время имел
Государевы жалованные земли и крестьян.
(Следовательно, восстановление обители от
татарского погрома было гораздо ранее: его нужно
относить ко второй половине XV столетия.) Благоустроенное состояние монастыря продолжалось не много времени. В 1609 году было новое нашествие поляков и Литвы и новое опустошение обители Николая Чудотворца. На этот раз восстановил ее из развалин некто старец Дионисий, родом армянин из купеческого сословия, впоследствии схимонах и затворник. Предание, сохранившееся до нашего времени, говорит, что еще будучи благочестивым мирянином, Дионисий однажды после усердной молитвы пред сном видел во сне святителя Николая, повелевшего ему возобновить обитель его имени. И старец Дионисий исполнил повеление св. Николая, чудотворный образ которого с того времени хранится в обители как великая святыня. Схимонах и затворник Дионисий (ум. 1645 г. апр. 15 д.), поименованный в "Месяцеслове" высокопреосвященного Сергия архиепископа Владимирского и Суздальского в числе неканонизированных святых, возобновил монастырь в прежнем его виде, т.е. церковь и ограда были деревянные, завел в нем общежитие, а по смерти своей погребен в нем, причем место погребения его неизвестно. Долгое время в обители хранилось изображение старца затворника Дионисия, молящегося с тяжелыми веригами пред Иконой св. Николая, и только в последние годы пред переименованием монастыря картина эта затерялась. Схимонаху и затворнику Дионисию (1613-1645 г.) и ближайшим после него настоятелям обители Николаевский монастырь обязан приобретением земельных угодий, дарованием от государей, великих князей Московских различных льготных грамот. Во времена эти появился в обители так называемый "Корсунский крест", замечательный как важный археологический памятник старины. В трудах Владимирской Ученой Архивной Комиссии за 1900 г. кн. II имеется исследование о корсунском кресте члена Имп. Арх. Общества протоиерея А.И.Свирелина, который полагает, что означенный крест был привезен в Переславль из Суздаля раскольниками, которые во время настоятельства Дионисия и после до 1719 года находили в Никольском монастыре себе приют и радушный прием, за что и платили привозимыми из разных мест различными священными предметами. Из числа известных в истории раскола лиц жили в Николаевском монастыре инок Феоктист в 1665 году, затем питирим, который в 1704 году был назначен строителем, а в 1713 году - игуменом. Первоначально, бывший упорным расколоучителем, Питирим, по обращении своем в православие, сделался ревностным обличителем раскола и защитником православия, за что Государем Петром Великим был сделан даже епископом, а впоследствии и архиепископом Нижегородским; в свое время он много принес пользы православию, как известнейший борец против раскола. Ко времени настоятельства Питирима относится устроение в Николаевском монастыре летнего соборного храма во имя Святителя Чудотворца Николая, начатого строением в 1680 году, а законченного в 1721 году при Государе Петре Великом благотворительными средствами московского гражданина Герасима и жены его Ирины Обуховых, по благословению митрополита Стефана Рязанского и Муромского. Строители храма погребены под северо-западной стеной храма в углу придельной церкви во имя "Преподобного Герасима, иже на Иордань". Закладка храма была при предшественнике Питирима - игумене Варлааме,- одном из ближайших заместителей затворника - старца Дионисия. Игумен Варлаам много заботился о благоустройстве обители. Так он построил с помощью сторонних благотворителей каменную колокольню с хорошим подбором колоколов; украсил монастырскую церковную ризницу хорошими облачениями; приобрел с помощью благотворителей напрестольное евангелие и богослужебные сосуды прекрасной работы, как о том свидетельствуют надписи на них. За свои труды он был награжден саном архимандрита и в 1704 году был переведен в другой монастырь. Преемника его по настоятельству Питирима (1704-1719гг) последовательно сменили архимандриты Феофилакт, Исаия и Филарет. Затем были игумены: Варлаам, Роман, Павел и Пахомий, о которых в монастырском архиве не сохранилось сведений, сколько времени и когда именно они настоятельствовали в обители. После них был игумен Иаков Певницкий по 1749 год. В это время по благословению преосвященного Серапиона - епископа Можайского и Волоколамского - на благотворительные средства московских граждан Щелягиных была построена в 1748 году теплая церковь во имя Благовещения Божией Матери на месте сгоревшей церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в 1745 году. В это же время управления Николаевским монастырем игумена Иакова Певницкого устроены святые врата и на них церковь во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла иждивением московских купцов братьев Холщевниковых. Судя по надписи, имеющейся на св. вратах - поименованные благотворители похоронены под святыми вратами. В это время церковные здания обители нуждались в капитальной реставрации: так, например, пол и иконостас летнего Николаевского храма очень обветшали; пол, оконные рамы теплого Благовещенского храма также требовали ремонта; ограда обители вся была в трещинах, башни ее грозили падением; вообще, много требовалось забот для приведения обители хотя бы со внешней стороны в надлежащий благоутроенный вид. В другой стороны, братия Николаевского монастыря была в это время очень невелика: два иеромонаха, иеродиакон, два или три послушника. От довольно частой перемены настоятелей менялся часто и состав братии, а от этого страдало до некоторой степени и богослужение монастырское. Архимандритом Пименом было на все это обращено должное внимание и заботы, но кратковременное настоятельство, продолжавшееся около двух лет, дало ему только возможность с помощью благотворителей - служащих фабрики Переславской мануфактуры и других - отчасти привести в устройство теплый Благовещенский храм; а украситель летнего Николаевского храма гражданин города Переславля А.Варенцов, как выразитель общественного мнения, подал мысль: для поддержания и благоустройства древней обители переименовать Николаевский мужской монастырь на женский. Было отправлено ходатайство о сем в Святейший Синод и в 1898 году последовало распоряжение от Святейшего Синода о переименовании Николаевского мужского монастыря на женский, причем настоятелю и братии означенного монастыря предоставлено было право выбора себе места в других монастырях. (Архимандрит Пимен в настоящее время настоятель Космина монастыря Владимирской епархии). |
30/05/00 10:09 |