Вверх ] Разработка региональных компьютерных телекоммуникационных систем ] Научно-образовательная сеть малого города - СТ "Ботик" ] [ Телекоммуниационные технологии в образовании ] Сетевые образовательные ресурсы ] Учком-лаб ] Ботик-лаб ] Новая система оплаты труда ]

Сетевые технологии в образовании. Сетевые сообщества обмена знаниями

  1. Разработка модели учебного сетевого сообщества
  2. Цифровые коллекции
  3. Специализированные сетевые сервисы
  4. Организация учебных проектов

Развитие телекоммуникационных технологий в регионе приводит к возникновению различных сетевых сообществ. В настоящее время во всем мире в области образования растет интерес к такой разновидности сетевых сообществ как сообщества обмена знаниями (communities of practice). Сообщества обмена знаниями особенно интересны для педагогики, поскольку непосредственно связаны с учением и обучением. Внутри сообществ обмена знаниями наибольшее внимание привлекают объекты и средства, которые связывают членов сообщества и выделяют их из окружающего мира. Для сетевых сообществ обмена знаниями связующими объектами являются материалы цифровых коллекций и информационные приложения, обеспечивающие коллективное использование этих материалов. В силу своей цифровой природы современные коллекции и информационные приложения потенциально открыты для повторного использования в учебных целях. Включение цифровых записей в учебные материалы и учебную активность позволит значительно расширить и обогатить и учебную коммуникацию, и учебный процесс.

Основное отличие между сообществом общих интересов и сообществом обмена знаниями, состоит в том, какое отношение дискуссия между членами сообщества имеет к событиям и цифровым объектам - книгам, шоу, передачам, статьям и т.д.

Внутри сообщества общих интересов происходит обмен мнениями по поводу событий и материалов, на которые члены сообщества не оказывают непосредственного влияния. В данном случае поле событий, поле содержательных действий отделено от поля обсуждений. Например, вокруг футбольного поля существует сообщества болельщиков. Эти болельщики могут активно общаться между собой, дружить или враждовать с членами других сообществ, но ни при каких обстоятельствах они не могут принимать участие в игре на поле и непосредственно влиять на эту игру.

Члены сообщества обмена знаниями обмениваются информацией, которую они смогут использовать в своей деятельности.  Члены научного общества, на заседании которого обсуждается статья, помогут автору статьи внести необходимые дополнения и пояснения и под воздействием обсуждения внесут коррективы в свои собственные работы.

Изучение учебных сетевых сообществ, возникающих на базе на базе региональных сетей, проводилась по нескольким направлениям:

  • разработка модели учебного сетевого сообщества;
  • создание региональных цифровых коллекций;
  • разработка специализированных сетевых сервисов;
  • организация учебных проектов на базе региональных коллекций и сервисов;
  • создание дистанционных курсов с использованием местных сетей и сетевых ресурсов.

Общая схема деятельности и результаты, достигнутые по каждому из направлений, представлены на следующем рисунке (См.Рисунок 1 Общая схема деятельности)

Общая схема деятельности

Рисунок 1 Общая схема деятельности

1. Разработка модели учебного сетевого сообщества

Элементами модели учебного сетевого сообщества являются элементы, необходиме для учебы: учебные ресурсы; примеры для подражания, партнеры по обучению. Учебные ресурсы в сетевом сообществе складываются из коллекций цифровых объектов и информационных сервисов.

Цифровые объекты это - книги, справочники, программные средства, аудио и видео материалы, тесты, которые предоставляются цифровыми библиотеками, музеями или городскими медиатеками.

Информационные сервисы это - службы, поддерживающие существование сообщества. Во-первых, это общие сетевые сервисы, которые обеспечивают рассылку новостей, поиск партнеров, поиск информации. Во-вторых, это специализированные агенты, которые поддерживают коллективную деятельность, фильтрацию материалов, проведение исследований, расширение сообщений.

Примеры для подражания в сетевом сообществе это - примеры использования цифровых объектов. К таким примерам относятся создание новых объектов, включение уже существующих объектов в новый контекст, классификация и аннотация цифровых объектов.

Партнеры по обучению в сетевом сообществе это - люди заинтересованные в осуществление общего сетевого проекта. В данном случае мы исходили из сложившейся практики сетевого образования, когда участие в сетевом проекте служит ученику пропуском в научные сообщества обмена знаниями.

На основании перечисленных элементов   модель учебного сетевого сообщества включает следующие взаимосвязанные элементы:

  • коллекция цифровых объектов;
  • информационные сервисы;
  • примеры для подражания;
  • учебные проекты.

Необходимая взаимосвязь элементов подчеркнута на следующем рисунке (См. Рисунок 2. Модель учебного сетевого сообщества):

Модель учебного сетевого сообщества

Рисунок 2 Модель учебного сетевого сообщества

Для того чтобы принять участие в жизни сетевого сообщества человек должен обладать возможностью обмениваться сообщениями с другими членами сообщества. В качестве главного основания для классификации сетевых сообщений мы использовали наличие постоянного сетевого адреса.

Этот простой признак играет важную роль при установлении отношений и между сообщениями и между людьми, которые этими сообщениями обмениваются. Если у сообщения нет устойчивого сетевого адреса, то оно не имеет статуса сетевого документа. На такое сообщение нельзя сослаться из другого сетевого документа, и оно не может быть найдено программными агентами.

 

На основании данного признака все сетевые сообщения подразделяются на три группы:

  1. Статические сообщения с постоянными адресами. К этой группе относятся сетевые публикации самых различных типов цифровых объектов: книг, статей, рисунков, фотографий. Все эти виды публикаций могут быть обозначены как сайты.
  2. Динамические сообщения без адресов. К этой группе относятся электронная почта, списки рассылки, форумы, чаты, многопользовательские миры (MUDs). Это динамичные формы коммуникации, предполагающие дискуссию, диалог, обмен мнениями.
  3. Динамические сообщения с постоянными адресами. К этой группе относятся блоги и WikiWiki .

Электронная среда должна обеспечивать пользователю возможность создавать, редактировать и комментировать сообщения. Эта возможность есть у таких динамических форм коммуникации как электронная почта, списки рассылки, форумы, чаты, многопользовательские миры. Однако высказывания внутри динамических коммуникаций не имеют статуса сетевого документа. Просто потому, что в чатах и форумах у пользователей есть возможность сделать ссылку на внешние ресурсы и нет никакой возможности сделать ссылку на сообщение, опубликованное внутри чата или форума. Представление содержания не предусматривает обсуждения, а обсуждение не предусматривает создания содержания. Указанное противоречие накладывает серьезные ограничения на творческие сетевые проекты, в которых планируется и коллективная деятельность, и создание нового общего электронного продукта. Получается, что мы вынуждены организовывать два поля: одно - для конструктивной и креативной деятельности, не предполагающей компьютерного общения, а второе - для общения членов сообщества, не предполагающего конструктивной деятельности.

Указанное различие может использоваться для типологии как реальных, так и сетевых сообществ. В соответствии с данным отличием многообразие форм компьютерных коммуникаций может быть разделено на два основных типа.

Первый тип составляют завершенные и закрытые для редактирования сообщения, адресованные широкой аудитории - статьи, книги, радиопередачи, видеофрагменты - все эти сообщения могут быть составными частями сетевой документа или веб-страницы. Такие сообщения хранятся в сети и у них есть неизменные адрес, авторы, и статус документа. По всем своим признакам они являются полноценными цифровыми объектами пригодными для дальнейшего использования. Создание таких сообщений является частью той работы, которую постоянно ведут члены сообщества обмена знаниями.

Второй тип коммуникаций представлен электронной почтой, форумом и чатом. Это динамичные формы коммуникации, предполагающие дискуссию, диалог, обмен мнениями. При этом высказывания внутри динамических коммуникаций не имеют статуса сетевого документа и не могут быть повторно использованы в качестве цифровых объектов. Просто потому, что в чатах и форумах у пользователей есть возможность сделать ссылку на внешние ресурсы и нет никакой возможности сделать ссылку на сообщение, опубликованное внутри чата или форума. Получается, что представление содержания не предусматривает обсуждения, а обсуждение не предусматривает создания содержания.

Указанное противоречие накладывает серьезное ограничение на возможности сетевых сообществ обмена знаниями, в которых происходит коллективная деятельность направленная на создание нового общего электронного продукта. Для того чтобы преодолеть это ограничение мы вынуждены организовывать два поля - одно для конструктивной и креативной деятельности, не предполагающей компьютерного общения, а второе для общения членов сообщества, не предполагающего конструктивной деятельности. Преодоление данного противоречия происходит в направлении создания социальных программных средств - social software - примерами которых могут служить блоги (weblog) и WikiWiki.

Важное отличие социальных сетевых сервисов состоит в том, что они поддерживают устойчивые, постоянно действующие ссылки. За последние несколько лет в сети появилось огромное количество сообществ, материалы которых создаются их читателями. Читатели публикуют новости и комментарии к новостям. Кроме возможностей обсуждения у читателей есть возможность оценить и качество публикации, и качество комментариев. Этот механизм групповой фильтрации должен обеспечивать высокое качество материалов на сайте. Ясность и доступность блога вызывают интерес многих исследователей, которые рассматривают его как вариант личного образовательного пространства. Все представленные ранее способы публикации материалов в сети Интернет предусматривают относительно ограниченные возможности для сотрудничества. У каждого сообщения есть автор и все, что могут сделать читатели сообщения, это добавить свои комментарии к авторскому сообщению.

Гораздо более радикальная модель коллективного гипертекста реализована в информационном приложении WikiWiki. Тексты WikiWiki связаны между собой при помощи самой простой системы адресации. Само слово - название ресурса - и является его адресом в базе данных. Перечислим основные возможности сетевого общения, влияющие на создание и развитие сообщества обмена знаниями.

  1. Возможность создания, редактирования и комментирования сообщений. Поскольку сообщество это множество людей, общающихся между собой, то создание, редактирование и комментирование сообщений являются ключевыми свойствами сообщества. Сайт может содержать превосходную информацию, которая будет односторонним сообщением. Такое одностороннее сообщение не будет служить основанием для формирования сообщества.
  2. Устойчивые ссылки. Всякое сообщество нуждается в устойчивом архиве, где бы хранились сообщения, которыми обменивались участники сообщества на протяжении всей истории. Доверие вырастает из общей истории. Как мы отмечали, устойчивые ссылки поддерживаются только для страниц сайтов, блогов и WikiWiki.
  3. Связи между сообщениями. Для поддержки связей необходимы либо специальные усилия, как это происходит с сайтами или блогами, или специальные агенты, поддерживающие связи между сообщениями, как это происходит в WikiWiki.
  4. Персонификация. В любых формах общения важно не только то, что говорится, но и кто это говорит. Люди стремятся, как можно больше узнать друг о друге. Среди тех форм сетевого общения, которые мы рассмотрели, проблема представления дополнительной     информации об авторе и его интересах лучше всего решается при использовании сайтов, многопользовательских миров и блогов.
  5. Простота использования. Речь идет не только о необходимых навыках работы с программным обеспечением, но и о простых и понятных метафорах. Живые Журналы и другие типы блогов получили столь широкое распространение во многом, потому что оформление записей во временной последовательности привычно и понятно для большинства пользователей. Многопользовательские миры и WikiWiki постоянно ставят перед участниками сообщества интеллектуальные проблемы, которые далеко не все пользователи стремятся решать.
  6. Защищенность границ сообщества. Чем легче попасть в сообщество, тем легче нанести ему урон. В этом смысле примеры почтовых списков рассылки, чатов и форумов достаточно показательны. Возможно, что внешняя непривлекательность Wiki обеспечивают ей дополнительную защиту. Другой возможный защитный фактор - устойчивый адрес создаваемых страниц. Что бы ни было причиной, но мы за полугодовой период поддержки 4 различных Вики-проектов, в которых было создано более 300 страниц, мы не столкнулись ни с одним случаем сетевого вандализма.
  7. Дополнительные медийные возможности. Дополнительные возможности, связанные с использованием различных цифровых объектов, могут расширить пространство, в котором происходит общение. В многопользовательских микромирах общение происходит в среде насыщенной объектами, которые создают сами участники. Эти объекты выполняют важную связующую роль и облегчают обмен сообщениями. С другой стороны излишне богатая среда может мешать совместной деятельности. Например, написание совместных текстов само по себе является не простой задачей и усложнять ее дополнительными объектами и эффектами, требующими внимания, не стоит. Классический вариант WikiWiki достаточно ограничен по своим возможностям в поддержании графики и мультимедийности. На наш взгляд, это может рассматриваться как педагогическое достоинство среды.

2. Цифровые коллекции

Для России сегодня особое значение могут иметь региональные сетевые сообщества и местные цифровые коллекции, сосредоточенные внутри отдельного города. Отличительной чертой местных коллекций служит то, что они создаются внутри отдельных институтов науки, культуры, образования, бизнеса, здоровья и т.д. Поскольку коллекция находится внутри одного здания, города или региона, возможен обмен гораздо более объемными массивами информации, передача которых в рамках локальной сети региональной сети осуществляется  быстро и бесплатно.

Как результат, сообщения, которыми обмениваются члены сообщества внутри местной сети, могут быть существенно расширены электронными документами, аудио и видео файлами. Местные сетевые сообщества возникают внутри города и региона, как результат расширения Интранет-сообществ и взаимодействия различных Учреждений Памяти, сосредоточенных в одном городе. Внутри городской сети можно организовать и бесплатный обмен большими объемами информации, и разделение функций между всеми организациями, заинтересованными в развитии городского образования. На уровне города и региона различные Учреждения Памяти (музеи, библиотеки, архивы), науки и образования могут построить эффективный информационный обмен.

Лаборатория учебных коммуникаций ГНУ РосНИИ РП уже около десяти лет поддерживает ряд коллекций разнообразных цифровых объектов в городских сетях Переславля-Залесского (uchcom.botik.ru) и Нижнего Новгорода (www.iatp.nnov.ru/). За это время мы наблюдали различные формы образования сетевых сообществ общих интересов и обмена знаниями в городских и региональных сетях. Само формирование информационного города, как самостоятельной и самодостаточной структуры более заинтересованной в развитии внутренних ресурсов, чем в связи с внешним миром, незаметно происходило в Переславле-Залесском еще в конце прошлого века. (См. раздел Разработка сетевых образовательных ресурсов и местных цифровых коллекций).

3. Специализированные сетевые сервисы

1.    Извлечение и представление знаний на основе Теста Репертуарных Решеток. На базе данной технологии был реализован ряд исследовательских проектов: "Экспертиза знаний изучающих японский язык", "Представление о своем имидже у руководителей крупных российских интернет-компаний", "Групповая система конструктов, отражающая представления о преподавателях"

2.    Технология создания коллективного гипертекста. Разрабатывая технологию включения записей цифровых коллекций в материалы учебных курсов мы опирались на понятие расширенной реальности, которое предлагается в работах Кима Вельтмана. Суть понятия расширенной реальности заключается в том, что при помощи специальных программных средств и технических приспособлений можно встраивать в сообщения дополнительные информационные фрагменты, которые существенно дополнят исходное сообщение и позволят прочитать его новым, расширенным образом. Связь учебного текста и записей из коллекции представляет достаточно трудоемкую работу для лектора, даже если он является одним из главных хранителей коллекции. Это достаточно тривиальная и часто встречающаяся проблема, для решения которой могут быть предложены несколько подходов. Первый, самый очевидный - доверить процедуру связывания другому человеку, обозначив деятельность этого агента как html-кодирование. Второй подход, который был использован в рамках исследования, заключается в создании компьютерной программы, которая будет выполнять связь коллекций и лекций и которую можно определить как связующего агента. Встраиваемые в текст учебного рассказа объекты могут быть не только плоскими записями (текстовыми, аудио или видео). Они могут быть и интерактивными моделями, позволяющими ученикам проводить самостоятельные эксперименты. На базе данной технологии были реализованы проекты "Медиатека для сельских школ Нижегородской области" (2002), "Открытая школьная энциклопедия" (2003), "Коллективный рассказ школьников" (2003)

3.    Русскоязычные WikiWiki. Технология WikiWiki способна серьезно повлиять на стиль исполь зования компьютеров в образовании, поскольку позволяет организовать создание и обсуждение в одном и том же пространстве. Пространство WikiWiki является современным сетевым аналогом школьной доски, на которой могли писать и обмениваться знаниями и ученики и учителя. В своей практике мы использовали сходные с WikiWiki системы коллективного создания гипертекстов, уделив особое внимание интеграции материалов региональных цифровых коллекций и текстов, которые создавали ученики - участники проектов. На базе данной технологии реализован проект "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" 2003, "Сетевые сообщества обмена педагогическими знаниями" 2003 - 2004.

4. Организация учебных проектов

1.    Проект "Медиатека сельских школ" - 2002 год. В рамках проекта было создано учебное сетевое сообщество, включающее команды из 14 школ, которое работало над созданием коллективного гипертекста, представляющим жизнь нескольких деревень. На начальных этапах проекта преподаватели школ - участниц проекта договорились об общем списке объектов, которые будут представлены каждой деревней. Всего было предложено около 70 объектов. Из них в ходе обсуждения с учителями были оставлены 50 значимые для всех. В ходе летних школ команды старшеклассников из 9 - 11 классов завершили цифровых сбор материалов - фотографий, аудиозаписей и частично видеозаписей.

В ходе создания этой коллекции медиа-объектов была предложена и апробирована модель передвижной медиатеки, облегчающей информационный обмен в тех случаях, когда сетевые коммуникации достаточно слабы либо отсутствуют. В процессе сбора материала в каждой деревне эти материалы сохранялись в базе данных и представлялись в виде веб-сайта. По завершении школы все материалы записывались на CD, и этот диск отправлялся в следующую деревню. Каждая последующая сельская школа получала весь наработанный к этому времени материал и часто этот материал использовался как отправная точка для деятельности.

Таким образом, удалось обеспечить транспорт материалов и идей из одной школы в другую. Как и ожидалось, работа с современными цифровыми устройствами вызвала у школьников горячий интерес. Кроме того, они дополнили базы данных свои собственными рассказами об объектах. Мы попросили школьников записывать в раздел "Описание" только свои личные отношения к объекту или свои собственные воспоминания. Такая постановка задачи объясняется тем, что для многих объектов мы уже получили достаточно полную информацию и их отстраненные рассказы вряд ли смогут добавить к этой информации что-то новое к фотографиям, аудио и видеозаписям. Для большинства участников проекта такая задача оказалась достаточно сложной и непривычной.

Таким образом, в результате совместной деятельности сетевого сообщества учителей, учеников и программных агентов мы получили многомерный мир, сотканный из множества ссылок и воспоминаний. За счет действия программного агента эти учебные рассказы-сочинения расширяются и поясняются дополнительными рассказами, фотографиями, аудио и видеозаписями. Поскольку в нашем распоряжении находится несколько вариантов записей, связывающих одно и то же слово с различными для различных деревень фотографиями, рассказами и аудиозаписями, то мы можем дополнить текст рассказа, созданный жителями другой деревни, записями, сделанными в другой деревне. Для этого достаточно лишь указать программному агенту, какие записи нужно использовать. Это не только интересная техническая возможность - мы довольно часто наблюдали, как школьники использовали для просмотра и расширения своих текстов цифровые записи, сделанные другими командами.

2.    Коллективный рассказ о биостанции - 2003 год. В написании коллективного рассказа о Пустыни участвовало более 40 учеников старших классов из школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Наши ученики провели часть своего лета в одном и том же месте. Каждый из них может написать об этом свое собственное сочинение.

Если бы нашей задачей было собрать отдельные уникальные сочинения на тему - "Как я провел лето", то средства для коллективной деятельности нам для этого не нужны. Каждый пишет свое сочинение так, как он хочет. Если мы захотим собрать эти сочинения в один документ, то мы одинаково хорошо можем это сделать при помощи любого средства для подготовки электронных документов - MS Word, Power Point, Front Page - все они хорошо поддерживают иерархическую структуру. Каждое из этих сочинений будет начинаться словами: "Этим летом мы были на биостанции в Старой Пустыни. Старая Пустынь это :" Дальше последуют две-три странички текста, на которых будут упоминаться практически одни и те же объекты.

Однако люди могут договориться между собой и разбить всю работу по описанию огромного объекта на отдельные кусочки. Тот результат, который они получат в итоге своих действий, будет значительно полнее и интереснее, чем тот, которого бы они добились, работая по одиночке.

Каждый из учеников в ходе школы выполнял свою собственную работу, которая становилась частью общего результата. Каждый ученик делал текстовое описание одного из учеников школы, одного места в окрестностях биостанции, описание одного вида растения и описание одного вида животного, распространенных в этих местах. При постановке перед школьниками задачи по написанию текстов мы особо обратили их внимание на необходимость упоминания в описании своих объектов названий других объектов. Например, при описании дороги на озеро важно упомянуть о растениях, которые растут вокруг дороги. Хотя мы и стремились к тому, чтобы тексты были связаны между собой, наши ученики не осваивали никаких навыков установления гипертекстовых ссылок между отдельными записями. Ученики были озабочены только содержанием своих текстов. Все взаимосвязи между отдельными записями отслеживались и поддерживались специальным программным агентом. Почти каждый текст был расширен фотографиями и видеозаписями. Каждый исполнитель выполнил небольшой фрагмент работы из трех - четырех записей.

Но, в результате коллективных действий мы получили гипертекст, содержащий более 80 взаимосвязанных записей. Принципиальным является то, что не только содержание проекта было связано с экологией, но и средства и форма его выполнения были направлены на формирование опыта коллективной самоорганизации. В результате индивидуальных действий, когда каждый ученик создавал текст о себе, одном из мест Старой Пустыни, одном из растений и одном из животных, получалась сеть взаимосвязанных между собой объектов.

3.    Коллективный гипертекст на основе Красной Книги. Желая испытать возможности технологии WikiWiki, мы адаптировали классический вариант WikiWiki для работы с русскими буквами и словами. Кроме того, мы расширили WikiWiki возможностью прямой связи с текстами ряда электронных библиотек.

В настоящее время на базе этой технологии в сети поддерживается ряд несколько сетевых сообществ, члены которых вовлечены в написание коллективного гипертекста. В работе над коллективным экологическим гипертекстом принимают участие более десяти участников проекта. В настоящее время коллективный гипертекст насчитывает около пятидесяти страниц. Внутри страниц гипертекста возможны ссылки на электронные материалы Красной Книги Нижегородской Области, которые содержат подробные описания, фотографии и рисунки животных.

Связь закрытой от добавления и редактирования коллекции животных и открытой среды для обсуждения и использования этой коллекции открывает, на наш взгляд, новые интересные возможности. С одной стороны пользователи получают возможность опереться на материалы коллекции. С другой стороны, коллекция экологических знаний продвигается в социум, становится гораздо более востребованной. Электронная энциклопедия всегда существенно больше, чем сумма отдельных статей. Это превосходство достигается за счет того, что коллектив авторов делит авторство в равной мере. Коллективный гипертекст по своему духу является хранилищем знаний, энциклопедией статей, связь между которыми поддерживается программным агентом. Особенно нужной работа такого агента становится тогда, когда внутри энциклопедии много статей, и они действительно связаны между собой. Например, в ходе коллективного создания такого документа как "Красная Книга Нижегородской Области" важность гипертекстовых ссылок внутри только одного первого тома - "Животные" не так уж заметна. Но, она значительно возрастает, когда появляется следующий том - "Растения". А уж когда к этим томам добавляется том "Территории", то совершенно очевидна полезность агента, который поддержит связи между всеми статьями такой энциклопедии и позволит расширить текст с описанием места подробными описаниями растений и животных, которые здесь проживают.

Разработанные в рамках исследований модель учебного сетевого сообщества и сетевые сервисы были использованы при создании дистанционного курса "Создание профессионального сетевого сообщества".

  • Во-первых, это - закрытая коллекция электронных текстов. Отличительной чертой коллекция является то, что ее программный агент сам ищет и устанавливает связи между текстами и авторами. В результате из коллекции вырастает гипертекст.
  • Во-вторых, это свободно пополняемая коллекция взаимосвязанных страниц, которую в рамках курса мы используем и как пример формы коллективной деятельности и как средство для совместной работы. Эта пополняемая коллекция является вариантом технологии WikiWiki.

Рисунок 3.  Взаимосвязи компонент в цифровых коллекциях

Результаты исследований послужили основанием следующих сетевых проектов:

В результате проведенных исследований получены следующие результаты.

  • Предложена модель сетевого регионального сообщества. В соответствии с этой моделью рассмотрено сетевое образовательное пространство региона. Дана развернутая типология сетевых учебных коллективов, основанная на ведущих способах передачи информации, степени участия всех членов сообщества в создании новых сообщений, времени существования сообщества, способу создания, тематике, объемам передаваемой информации, географическому расположению членов сообщества. Организованы специальные межрегиональные сетевые сообщества. Изучены факторы, облегчающие транспорт идей между регионами.
  • Предложена и апробирована модель единой городской медиатеки. Предложены авторские средства для сетевого извлечения знаний. В рамках проекта эти средства связаны с коллекциями медиа-объектов и интегрированы в учебные курсы и материалы ряда семинарских занятий. Описан опыт использования открытых цифровых коллекций и программного обеспечения с открытым кодов в образовании США. Предложена и реализована модель региональной медиатеки. Сформулированы правила того, как следует встраивать объекты медиатеки внутрь своих собственных документов, будь то гипертексты преподавательских лекций, либо гипертексты ученических рефератов или сочинений. Проведен анализ повторного использования цифровых объектов в практике региональных сетевых образовательных сообществ.
  • Разработаны программные средства, поддерживающие создание коллективных гипертекстов учебным сообществом. Созданы программные агенты, расширяющие текст сообщений, создаваемых членами сетевых сообществ. На основе разработанных программных средств реализованы учебные проекты.
  • Сформулированы правила и созданы модельные ситуации, позволяющие привлекать к работе по использованию и наполнению цифровых коллекций учеников с ограниченными возможностями по зрению. На базе авторских программных средств с открытым кодом предложены и внедрены в обучение студентов Университета учебные курсы по психологии и изучению иностранного языка. Программные средства для публикации учебных материалов дистанционных курсов оформлены как программные модули. Коллекция образцов использования цифровых материалов преподавателями и учениками представлена в форме открытого для редактирования гипертекстового документа
  • Проведен анализ участия студентов и школьников в региональных сетевых проектах. Показано, учебная деятельность в незначительной степени пересекается с практикой региональных сообществ обмена знаниями.

Последняя редакция 17.10.2008