Разработка сетевых образовательных
ресурсов и местных цифровых коллекций
В период 1996 - 2000 года в городской сети
Переславля при поддержке российских и
зарубежных фондов были представлены несколько
цифровых коллекций, связанных с животным и
растительным миров Переславского края,
историческими материалами, фондами музеев и
монастырей. К сожалению, в начале этих работ
никто не задумывался о том, как будет организован
коллективный доступ к этим материалам, и как эти
материалы могут быть совмещены в рамках общих
учебных материалов. Исключение из этих правил
составила только коллекция
российского видеоарта "Ветер с Востока",
все записи которой были сделаны в едином формате
и могли быть включены в материалы учебных курсов.
В 2000 году в городе появился общинный сервер tower.botik.ru, доступный только
пользователям внутри городской сети и
поддерживающий индивидуальные и коллективные
ресурсы граждан. Для малого города с развитой
инфраструктурой оптоволоконных путей такая
общедоступная городская медиатека цифровых
материалов представляется разумным решением.
Если бы хранение материалов было бы единственной
функцией цифрового хранилища, то не было бы
никакой необходимости создавать такие мадиатеки
в отдельных школах и других учебных заведениях.
Для обсуждения возможностей использования
коллекций цифровых объектов в учебной практике в
2000 году в рамках общинного сервера tower.botik.ru был открыт специальный
форум - форум
Учкома
В 2002 году в городской сети
Переславля-Залесского была локализована
медиатека медиаобъектов компании "Кирилл и
Мефодий". Был создан интересный прецедент
размещения коммерческого учебного продукта в
гражданской Интранет-сети малого города. К
сожалению, система не позволяет встраивать
медиа-объекты в новые документы и не допускает
использование медиа-объектов КМ программными
агентами. Вследствие этой закрытости внутри зоны
исследования мы не встретили ни одного примера
включения материалов медиатеки КМ в учебные
материалы преподавателей, или в творческие
работы учеников. В результате мы получили
классическую для сообществ общих интересов
ситуацию, когда ресурсы и значимые события
находятся и происходят в одном пространстве, а
обсуждение событий и ресурсов происходит совсем
в другом пространстве, и эти два пространства не
пересекаются. Наиболее последовательным
развитием информационных ресурсов сообщества
является создание открытых для общего
пользования городских коллекций медиа-объектов
с явным указанием того, как следует встраивать
такие объекты внутрь своих собственных
документов, будь то гипертексты
преподавательских лекций, либо гипертексты
ученических рефератов или сочинений. Для малого
города с развитой инфраструктурой
оптоволоконных путей общедоступная городская
медиатека цифровых материалов является
оптимальным решением.
В 2002 - 2004 годах лаборатория учебных
коммуникаций "Учком" поддерживала
наполнение нескольких коллекций цифровых
объектов, используя их внутри сообществ обмена
знаниями и привлекая к работе в таких
сообществах студентов и школьников. Сотрудники
лаборатории учебных коммуникаций РосНИИ РП
создавали и продвигали в социум следующие
цифровые коллекции:
- Галерея российского медиа-искусства - http://uchcom.botik.ru/ARTS/. Все записи
коллекции были сделаны в едином формате и могут
быть включены в материалы учебных курсов. С
материалами данной коллекции были связаны
информационные сервисы, поддерживающие
расширение сообщений ссылками цифровые объекты
коллекции. Профессиональными примерами
использования материалов коллекции в обучении
могут служить лекции Татьяны Могилевской, и
сетевые лекции Анник Барро.
- "Природа Переславского края" - http://uchcom.botik.ru/nature Cайт
разработан и поддерживается в сотрудничестве с
естественно-историческим отделом
Переславль-Залесского историко-архитектурного и
художественного музея. Публикация в сети
Интернет материалов из фондов отдела природы
музея служит не только распространению
уникальной естественно-научной информации среди
широкого круга пользователей сети, но и
представляет собой ценный материал для
преподавателей и школьников для подготовки к
урокам по различным предметам
естественно-научного цикла. Главным образом
материалы сайта ориентированы на школьный курс
"Краеведение Переславского района" для 8-9
классов, по которому в настоящее время не
существует даже учебника. Сайт может быть
рекомендован также для поддержки курсов
"Общая экология" для 9-10 классов, "Человек
и природа в фольклоре" для 5-6 классов,
рекомендованных Советом по экологическому
образованию при Президиуме Российской академии
образования.
- "Сюжетно-иконографический справочник
Апокалипсис Троицкого собора Данилова монастыря
в Переславле-Залесском" http://uchcom.botik.ru/Apocalypse/ Cайт
разработан при поддержке Института Открытое
общество - Фонд Сороса и совместно с
Университетом города Переславля. Сайт посвящен
описанию росписи Троицкого собора (1662-1668 гг.),
которая является одним из наиболее значительных
памятников культуры Верхнего Поволжья. По
полноте пересказа сюжета роспись Троицкого
собора может быть сопоставлена только с лицевыми
Апокалипсисами того времени. Каждая сцена
снабжена подписью, отсылающей зрителя к
определенной главе Откровения Иоанна Богослова.
Переславский Апокалипсис интересен, в первую
очередь, как иконографический источник. Сайт
реализован в виде сюжетно-иконографического
справочника, дающего возможность подробно
ознакомиться с программой этой уникальной
росписи и сравнить ее с другими известными
памятниками.
- Информационный учебный сайт локальной сети
школы для сопровождения учебного курса на
примере курса начальной профессиональной
подготовки старшеклассников "Информационные
технологии в делопроизводстве". (Сайт
размещен на сервере uchcom2.botik.ru,
доступном только из городской сети "Ботик".
В этой работе была сделана попытка создания
такой учебной среды в классической школе, в
которой в процесс обучения были бы интегрированы
новые технологические средства. Причем эта
учебная среда призвана осуществлять
поддержку работы преподавателя на всех этапах
обучения по курсу: теория, практикум, организация
текущей отчетности, методические и
дидактические материалы, организация
заключительного экзамена.
- Электронная версия издания "Красная
книга Нижегородской области". Эта коллекция
поддерживается сообществом практических
экологов и биологов экоцентра "Дронт",
которые наполняют базу данных сведениями о
растениях и животных Нижегородской области.
Проект начался с издания определителя животных и
действует в настоящее время как открытый ресурс.
Разработаны правила описания и занесения
объекта в базу данных. Эти же правила с
небольшими изменениями действуют и в отношении
других электронных коллекций экологического
центра - текстов, картин, видеозаписей. Все
желающие могут получить перечень доступных в
настоящий момент коллекционных записей и
правила включения записей в материалы учебных
текстов. С данной коллекцией связаны
информационные сервисы, поддерживающие
расширение сообщений ссылками на цифровые
объекты коллекции. Кроме того, коллекция
интегрирована с пространством коллективного
гипертекста в среде Wiki. Примерами использования
материалов коллекции могут служить "Пустынские
рассказы" Сергея Шустова. На основе
материалов коллекции в 2003 году был реализован
учебный проект "Коллективный
гипертекст биостанции".
- Следующим примером может служить цифровая
коллекция материалов, собранная в 2002 году в 12
деревнях Нижегородской области. В качестве
наиболее удобного и понятного всем участникам
проекта был выбран плоский формат представления
данных, когда каждая запись состоит из строки со
следующими ячейками: Название; Изображение;
Текстовое описание; Аудиозапись; Видеозапись.
Каждая группа участников проекта наполняла свою
базу данных, но подавляющее большинство ключевых
слов для всех команд были одинаковы. Обязательны
к заполнению были около сорока общих позиций. В
данном случае не так важно как храниться объект,
и какие поля записей для него приняты. Важнее то,
что форма хранения открыта всем, и мы можем
научить как людей, так и программные агенты
использовать объекты из наших коллекций. В ходе
весенних экспедиций в апреле-мае 2002 года во всех
деревнях, участвующих в проекте, были сделаны
цифровые фотографии большинства из указанных
объектов. Для некоторых объектов были так же
сделаны аудио и видеозаписи. В результате мы
получили специфичные для каждого села цифровые
коллекции медиа-объектов. С данной коллекцией
связаны информационные сервисы, поддерживающие
расширение сообщений ссылками цифровые объекты
коллекции.
|