Botik2000 home page

Q: Как правильно настроить Outlook Express для работы с русскоязычными письмами?  Я часто не могу прочитать приходящие письма и мои корреспонденты часто не могут прочитать мои письма...

А: Чтобы Outlook Express:

  1. правильно трактовал все входящие правильные (с корректными заголовками) русскоязычные письма и
  2. строил корректные исходящие русскоязычные письма, которые без проблем будут восприниматься большинством получателей (вне зависимости, под какой операционной средой и какое программное обеспечение они используют для обработки почты);

мы рекомендуем проверить и поправить установки Outlook Express.  После этого следует придерживаться ряда правил при ведении переписки и, особенно, в случаях прихода к Вам "неправильных" (с некорректными заголовками) русскоязычных писем.

Все эти рекомендации сведены в следующие разделы:

1. Настройте Outlook Express так, чтобы для исходящего текста не использовался никакой Transfer-Encoding

Для этого откройте диалоговое окно menu/Tools/Options/Send... и в нем установите (см. Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3):

Mail sending format
   (o) Plain Text [Settings] см. Рис. 1 -- настоятельно рекомендуем установить (о)
   MIME Yes -- настоятельно рекомендуем Yes
Encode text using None -- обязательно None
Allow 8-bit headers Yes -- рекомендуем Yes
UUencode No -- настоятельно рекомендуем No
Automatically wrap text at 70..80 chars
Indent the original text with ">"
(  ) HTML [Settings] см. Рис. 2 -- настоятельно рекомендуем установить ( )
Encode text using None -- обязательно None
Allow 8-bit headers Yes -- рекомендуем Yes
Send pictures with messages Yes
Indent message on reply Yes
Automatically wrap text at 70..80 chars

News sending format
-- повторите установки как для Mail sending format
   (o) Plain Text [Settings] как на Рис. 1 -- настоятельно рекомендуем установить (о)
   MIME Yes -- настоятельно рекомендуем Yes
Encode text using None -- обязательно None
Allow 8-bit headers Yes -- рекомендуем Yes
UUencode No -- настоятельно рекомендуем No
Automatically wrap text at 70..80 chars
Indent the original text with ">"
(  ) HTML [Settings] как на Рис. 2 -- настоятельно рекомендуем установить ( )
Encode text using None -- обязательно None
Allow 8-bit headers Yes -- рекомендуем Yes
Send pictures with messages Yes
Indent message on reply Yes
Automatically wrap text at 70..80 chars

 

mail-text-set.gif (60629 bytes)

Рис. 1. Установки menu/Tools/Options/Send... ==> Mail sending format ==> Plain Text [Settings]

 

mail-html-set.gif (60925 bytes)

Рис. 2. Установки menu/Tools/Options/Send... ==> Mail sending format ==> HTML [Settings]

 


mail-other-set.gif (61081 bytes)
Рис. 3 Другие установки в разделе menu/Tools/Options/Send...

2. Настройте Outlook Express  так, чтобы для писем по умолчанию использовалась кодировка КОИ-8

Для этого откройте диалоговое окно menu/Tools/Options/Read кнопка [Fonts] и в указанном порядке в нем установите (см. Рис.4):

а. Character Sets: установите "синий курсор" на Cyrillic
б. Proportional Font Courier New можно другой шрифт, но обязательно с правильной поддержкой кириллической кодовой страницы
в. Fixed-width Font Courier New можно другой шрифт, но обязательно с правильной поддержкой кириллической кодовой страницы
г. Character Set Cyrillic Alphabet (KOI8-R)
д. Нажмите кнопку [Set As Default]
е. Проверьте: Default Charset должно быть Cyrillic проверка, что Вам удалось сделать "д"
ж. Нажмите кнопку [OK]

 

koi8-set.gif (62411 bytes)

Рис. 4. Установки в разделе menu/Tools/Options/Read кнопка [Fonts]

3. Удалите все (неверно накопленные) правила автоматической замены одной кодировки на другую в приходящих письмах

Для этого откройте диалоговое окно menu/Tools/Options/Read кнопка [International Settings].  В нем Вы увидите список Character Sets (см. Рис. 5).  Этот список должен быть пустым (как правило--всегда!).   Если он не пустой--сделайте его пустым: по очереди выбирайте в нем мышью строки и нажимайте кнопку [Remove].

 

empty-map-list.gif (30435 bytes)

Рис. 5. Список Character Sets в диалоговом окне
menu/Tools/Options/Read/кнопка [International Settings]
должен быть пустым!

4. Если к Вам пришло письмо с некорректной парой заголовки/кодировки--подберите "подходящую" кодировку.  Только при этом не надо отвечать "Yes" на все непонятные для Вас вопросы

Если Ваш Outlook Express настроен так, как сказано в разделах 1, 2, 3, то он всегда будет правильно показывать любые корректные письма, в какой бы кодировке они не были бы написаны.  Поясним, в письме есть служебные MIME-заголовки и часто в них указано, в какой кодировке написано тело письма.   Если в служебном MIME-заголовке написано, что тело письма в кодировке ХХХХ и действительно тело письма представлено в кодировке ХХХХ, то Outlook Express его правильно покажет.

Однако, иногда попадаются в сети некорректные письма (потому, что не у всех почтовые программы корректно настроены)--то есть иногда к Вам может придти письмо, в служебном MIME-заголовке которого будет записано, что тело письма якобы в кодировке ХХХХ, а на самом деле, тело письма будет представлено в кодировке YYYY.  В этом случае Outlook Express не сможет корректно показать текст письма (Рис. 6a).   Попробуйте тогда в ручную подобрать (Рис. 6a) ту кодировку, в которой письмо корректно отобразится (Рис. 6b)---перебирайте разные кириллических кодировки, поддержанные Outlook Express: Cyrillic ISO, KOI-8, Windows, UTF-7, UTF-8... Иногда письмо настолько испорчено, что не удается подобрать кодировку, для его прочтения (остается только написать адресату: "Дорогой друг! Настрой как следует свой меэйлер и перепошли мне свое последнее письмо...".

 

bad-enc1.gif (11316 bytes)

Рис. 6a. Некорректное письмо---подбираем кодировку, в которой мы сможем его прочитать
bad-enc2.gif (7400 bytes)

Рис. 6b. То же письмо, после удачного подбора кодировки

Внимание!  В процессе подбора кодировок для некорректного письма Ваш Outlook Express будет задавать вопрос (Рис. 7):  "A не желаете ли Вы, чтобы Outlook Express всегда и для всех писем, в MIME-заголовке которых прописана кодировка XXXX, содержимое таких писем показывал бы в кодировке YYYY?".  Абсолютно бессмысленное предложение к Вам со стороны Outlook Express!  Конечно, на такой вопрос надо отвечать "Нет! (No!)".

 

no.gif (4133 bytes)

Рис. 7. На такой вопрос всегда надо отвечать "Нет!" ("No")

Если Вы случайно на такой вопрос ответите "Да" ("Yes"), то после этого все корректные письма (в заголовке обещана кодировка XXXX и тело письма действительно написано в кодировке XXXX) у Вас начнут "показываться" неправильно.  В этом случае, Вам надо выполнить указания из Раздела 3---удалить все (неверно накопленные) правила автоматической замены одной кодировки на другую в приходящих письмах.

5. В сомнительных случаях проверяйте, в каком формате Вы пишите свои письма

Если Вы настроили Outlook Express так, как это описано в разделах 1, 2, 3, то все создаваемые Вами (новые) письма будут корректными (MIME-заголовки и содержание--согласованы) и  в самом традиционном формате: плоский текст, КОИ-8 и никакого енкодинга для передачи.  Такой формат является классическим, утвержден сетевыми регламентами (RFC) и поддержан большинством почтовых программ под всеми операционными системами.

Однако, если Вы отвечаете на письмо ([Reply to Author], [Reply to All]), то формат и кодировка ответа берется не из Ваших установок, а наследуется из письма, на которое Вы отвечаете.   Поэтому, возможно Ваш ответ будет в не рекомендованном нами формате и даже в некорректным формате (особенно в сомнительных случаях: когда Вы получили некорректное письмо, подобрали кодировку, в котором можно его все-таки прочитать--см. раздел 4,--и после этого взялись на него отвечать).

В таких случаях можно порекомендовать контролировать (Рис. 8) перед отсылкой формат Вашего ответа:

Такой формат Вашего ответа будет воспринят (прочитан) без сложностей в большинстве почтовых программ под любыми операционными системами.

 

chk-format.gif (16613 bytes)

Рис. 8. Проверка формата и кодировки письма

6. Не стоит широко использовать формат Rich Text (HTML), но в редких случаях такой формат приемлем и разумен

Сначала обсудим, как устроено письмо в формате Rich Text (HTML).  На самом деле в таком письме текст сообщения будет записано дважды: (а) в обычном формате (Plain Text) и (б) в HTML-формате.   Тем самым, размер такого письма как правило более чем в два раза больше, чем размер обычного (Plain Text) письма с тем же содержанием. 

Получатель Вашего HTML-письма увидят следущее:

Не все получатели Ваших писем используют почтовые программы, поддерживающие формат Rich Text (HTML).  В мире много различных операционных систем и под ними много различных почтовых программ: свет не сошелся клином на Outlook Express или Netscape Mail (эти две почтовые системы поддерживают HTML-формат для писем, но сотни других систем--не поддерживают).  Тем самым, Ваше HTML-письмо может "свалиться" на адресата, имеющего почтовую систему, которая не понимает HTML-писем.

Подытоживая можно сказать так: Вы можете использовать формат Rich Text (HTML), при условии, что:

  1. Вам действительно (по делу) именно в данном письме нужны возможности этого формата (шрифтовое выделение, размещение картинок и таблиц и т.п.).

    Подумайте, а может быть правильно Вам послать тогда своему корреспонденту архив с документом (например, с WinWord или Exel документом)?  В них возможности оформления текста еще богаче, а объем передачи данных (после архивирования) будет меньше.

  2. Вы осознаете, что письмо в формате Rich Text (HTML) более чем в 2 раза больше по объему письма того же содержания но в формате Plain Text...

    Вам настолько важны в данном письме возможности формата Rich Text (HTML), что Вы согласны вдвое переплатить (за трафик) и Вы понимаете, что и получатели письма вдвое переплатят за трафик (если они своему провайдеру оплачивают почтовый трафик).

  3. Вы абсолуютно уверены, что все адресаты данного письма эффективно воспримут такой формат письма.

    Вы уверены, что все они используют Outlook Express или Netscape Mail для чтения почты (очень часто это не так, особенно, если адресаты пользуются операционными системами типа Unix--как например, системный персонал UrbanNet).

(Отвечал Сергей Абрамов...замечания, вопросы и дополнения? Пишите! support@botik.ru)