[ the same page in English ]
"Генный слесарь"
Генный слесарь - это конструктор, имитирующий работу с генами[1], ДНК[2],
генетическим кодом[3].
Слесарь начинался с программного этюда на Бейсике "генетический код". В
результате были написаны процедуры обработки биологических
последовательностей: ДНК, РНК[4],
полипептидов[5]. Эти процедуры стали
ядром интерактивного редактора биологических последовательностей[6]. Но работа с готовым редактором
оказалась гораздо скушнее его программирования: гены нуждались в графическом
воплощении.

Тут я узнал о
биоморфах. Биоморфов придумал и поселил в своей программе
"Слепой часовщик"[7] известный
английский эволюционист Ричард Доукинз[8]. Биоморфы не всегда похожи на животных и растения
внешне, но так же как животные и растения могут размножаться и
мутировать.

Теперь конструктор состоял из трех частей: редактора биологических
последовательностей, интерпретатора этих последовательностей в графические
образы (биоморфы) и эволюционной части, заимствованной из программы "Слепой
часовщик". Работа с генам приобрела смысл. Можно было задаться целью
спроектировать выдающийся биоморф, а ради этого изучить генный код и функции
ферментов, реализующих этот код в живой клетке. Или наоборот: сравнивая
геномы родственных биоморфов, можно было догадаться, как устроен генный код.
Осталась и возможность заниматься "искусственным отбором" биоморфов, ничего
не зная ни о генетическом коде, ни о самих генах.

С 1989 г. Слесарь работал в летних компьютерных и биологических школах. Для
него придумывались специальные этюды: "переоткрытие генного кода",
"локализация мутации".
За несколько лет выведены и сконструированы
разнообразные биоморфы. Это буквы:
;
геометрические фигуры:
,
;
животные: птица
, циклоп
, лягушка
,
игуана
, таракан
,
волк
; растения: орхидея
; узоры:
;
духи: ангел
демон
.
Если и вы захотели поработать со Слесарем, то берите его
здесь
(~100 KB, версия для MSDOS).

Январь 1996
Александр Голубев
<goluba@dll.botik.ru>
-
[1]
-
Ген - это последовательность ДНК, несущая информацию об определенном
белке.
-
[2]
-
Дезоксирибонуклеиновая кислота - носитель наследственной
информации.
-
[3]
-
Генетический код - это универсальный ключ для перевода генетической
информации с языка нуклеиновых кислот но язык белков. Ниже приведена
реализация генетического кода на языке Лого
to GenCode.Init
make "Phe [UUU UUC]
make "Leu [UUA UUG CUU CUC CUA CUG]
make "Ile [AUU AUC AUA]
make "Met [AUG]
make "Val [GUU GUC GUA GUG]
make "Ser [UCU UCC UCA UCG AGU AGC]
make "Pro [CCU CCC CCA CCG]
make "Thr [ACU ACC ACA ACG]
make "Ala [GCU GCC GCA GCG]
make "Tyr [UAU UAC]
make "Trm [UAA UAG UGA]
make "His [CAU CAC]
make "Gln [CAA CAG]
make "Asn [AAU AAC]
make "Lys [AAA AAG]
make "Asp [GAU GAC]
make "Glu [GAA GAG]
make "Cys [UGU UGC]
make "Trp [UGG]
make "Arg [CGU CGC CGA CGG AGA AGG]
make "Gly [GGU GGC GGA GGG]
make "acids [Phe Tyr His Cys Gln Lys Asp Glu Trp Val Ala ~
Thr Gly Pro Ser Ile Leu Arg Asn Met Trm]
end
to gencode :x :dir
if not (3 = count :x) [op "]
ifelse :dir [ op first filter [memberp :x thing ?] :acids ~
] [ ~
ifelse memberp :x :acids [ ~
op item 1 + random count thing :x thing :x ~
] [ op " ] ~
]
op "
end
to ribosoma :seq :dir
op map [gencode ? :dir] :seq
end
-
[4]
-
РНК - рибонуклеиновая кислота. Служит для переноса генетической
информации внутри клетки.
-
[5]
-
Полипептиды - это цепочки аминокислот.
-
[6]
-
BioComputing
Hypertext Coursebook
-
[7]
-
Моделирование эволюции в мире биоморвов. А.К. Дьюдни в "В мире науки", том
4, стр 81-85; Апрель 1988.
-
[8]
-
Ричард Доукинз
- автор книги
"Эгоистичный ген".